×

Версия для слабовидящих

Call-center
+998 (71) 202-02-10

Текстильная промышленность

Текстильная промышленность Республики Узбекистан

Об отрасли

Текстильная и швейно-трикотажная промышленность Узбекистана является одной из ведущих и динамично развивающих отраслей. Она играет существенную роль в решении государственных задач и отвечает жизненно важным интересам многих регионов. Содействует гармоничному развитию регионов, обеспечению занятости населения и улучшению его благосостояния, оказывает помощь в становлении и развития малого и частного бизнеса.

Важнейшим направлением наших внутренних резервов и возможностей стало поэтапное увеличение глубины переработки отечественных сырьевых ресурсов, а также расширение объемов и номенклатуры производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

За прошедшие 27 лет отрасль стала одним из лидеров и в привлечении иностранных инвестиций,  и в области экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Сегодня индустрия представлена широким экспортным ассортиментом – от пряжи до готовых швейных и трикотажных изделий.

Производственные показатели

Легкая промышленность Узбекистана является одной из ведущих и динамично развивающих отраслей. Ежегодный рост объемов производства отрасли за последние годы составил примерно 18%, а экспорта – 10%.

По состоянию на 1 января 2019 года в системе Ассоциации «Узтекстильпром» функционирует 1 512 промышленных предприятий, из них 369 предприятия текстильной отрасли и 1143 предприятий швейно-трикотажной отрасли. В том числе 29 крупных предприятий, 1 483 предприятий отнесенных к категории субъектов малого и частного бизнеса.Предприятия Ассоциации также производят и другие изделия широкой номенклатуры и ассортимента специфического профиля, в том числе производят товары медицинского назначения, нетканые материалы, удовлетворяя потребность в ватной продукции, специальной рабочей одежде, махровых изделиях, а также обеспечивают разработку и внедрение в производство продукции нового поколения – новых инновационных продуктов.

Наибольший прирост добавленной стоимости в цепочке производства текстильной отрасли из хлопка имеется в сфере пошива готовых трикотажных и швейных изделий.

В свете выполнения поставленных задач, акционерные общества и предприятия Ассоциации в 2018 году обеспечили производство товаров народного потребления на 7,5 трлн.сум, темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 128,6%, объем производства промышленной продукции составил 13,2 трлн. сум с темпом роста 116,5%.

Основной акцент был направлен на увеличение производства готовой продукции с высокой прибавочной стоимостью, удельный вес которой превысил 57% в общем объеме промышленного производства (против 52% в 2017 году).

В натуральном выражении обеспечено производство основной номенклатуры продукции в том числе:

Исходя из важного значения текстильной отрасли для экономического развития страны, в Узбекистане реализуется Программа мер по дальнейшему развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности на 2017-2019 годы. Согласно Программе, к 2020 году выпуск хлопчатобумажной пряжи планируется увеличить в 2,5 раза, готовых тканей – в 2,8 раза, шелковых тканей – в 2,7 раза, нетканых материалов – в 1,5 раза, трикотажного полотна – в 2,7 раза. Планируется увеличение выпуска швейных изделий в 3,2 раза, трикотажных изделий в 2,1 раза, производство шелка-сырца в 2,1 раза. Если объем производства тканей в 2011 году составил 85,63 млн. кв. метров, то в 2020 году этот показатель превысит 459,2 млн. кв. метров, обеспечив рост объема производства в 5,4 раза.

При этом 300 текстильных компаний создано с участием иностранных инвесторов, из таких стран, как Китай, Южная Корея, Россия, Индия, Сингапур, Германия, Швейцария и другие. За отчетный период выборка хлопкового волокна составила 555,7 тыс. тон, переработано 520 тыс.тонн.

Хлопково-текстильные кластеры

В рамках  Постановления Кабинета Министров 25.01.2018г. «О мерах по внедрению современных форм организации хлопково-текстильного производства» реализуются 15 проектов в 20 регионах республики, на площади более 160 тыс.га.

По итогам заключены договора со 5112 фермерскими хозяйствами на выращивании хлопко-сырца, было получено урожая  в объеме 367,8 тыс. тонн (выполнение 81,1%), средняя урожайность составила 23,5 центнера с гектара (75% -1 сорт).  Общая стоимость урожая составила 1193,6 млрд.сум, из них затраты составили 1157,7 млрд.сум, фермерским хозяйствам оплачено 35,8 млрд.сум, средний уровень рентабельности составил 3,1%.

В хлопковых текстильных производствах и кластерах в сентябре-декабре 2018 года было переработано 144,4 тыс.тонн хлопка-сырца и произведено 50,41 тыс.тонн хлопкового волокна (средний выход 34,91%) . В целом, общий объем производства хлопкового волокна в 2018 году составил 125,65 тыс.тонн ( средний выход 34,79%).

Освоение новых видов продукции

В 2018 году в текстильной отрасли освоено производство смесовых тканей, налажено производство сорочечных х/б тканей, готовых полиэфирных тканей. Кроме того, в прошлом году на текстильных предприятиях начато производство нитроновых волокон, нитроновой пряжи, синтетического и полиэфирного волокна.

Освоены такие виды новой продукции, как чехлы для сидений на автомашины, фильтры из нетканых материалов для технической целей, начаты работы по производству женского белья (бюстгальтеров) по инновационному дизайну, а также производство пеньюаров из бамбуковой пряжи.

Так, за отчетный период планировалось освоение выпуска предприятиями отрасли 228 новых видов и 115 моделей продукции текстильной промышленности, фактически было освоено и произведено 249 новых видов (109,2%) и 164 моделей текстильных и швейно-трикотажных изделий (ткани х/б -25 млн.кв.м., швейно-трикотажные изделия — 38 млн.шт) на сумму 667 млрд. сум в т.ч. за счет внедрения инновационных разработок – 12 новых видов продукции с применением синтетического сырья и материалов (смесовые пряжа и ткани, нетканые материалы, швейные изделия). Доля готовой продукции в общем объеме промышленного производства в январе-декабре составила 57%.

Масштабно проводятся работы по разработке и внедрению в республике школьной формы единого образца.  Для этого   разработан дизайн школьной форменной одежды для всех категорий и возрастных групп учащихся, изготовлены экспериментальные образцы на швейных предприятиях («Истиклол текстиль дизайн» (г.Наманган», «Экопланета» (г.Самарканд), «Гульмира текстиль» (Республика Каракалпакстан), «Эркатой болажон текстиль» (г.Бухара)), которые апробированы в учебных заведениях.

Экспорт

В настоящее время крупными потребителями продукции текстильной промышленности Узбекистана являются Россия, Китай, Казахстан, Турция, страны Европейского союза. Всего же экспортные поставки предприятия отрасли осуществляют в свыше 55 стран мира.

Объем экспорта продукции за 2018 год составил 1,6 млрд.долл. Количество предприятий-экспортеров составило более 780 предприятий,  в экспортную деятельность вовлечены 120 новых предприятий.

Осуществлен экспорт новых видов продукции: компактная пряжа, палаточное полотно, махровые швейные изделия, домашний текстиль, меланжевая пряжа, поплин, технические ткани, этикетки и др. более 45 странам мира. В структуре экспорта доля товаров с высокой добавленной стоимостью в общем объеме экспорта составила более 46%.

За отчетный период освоены новые рынки таких стран как Израиль, Кения, Канада, Колумбия, Саудовская Аравия. В настоящее время работают более 40 дилерских подразделений крупных предприятий — экспортеров в странах ЕС, СНГ и Азии.

В целях увеличения международного торгового оборота,  реализации подписанных межправительственных соглашений и достигнутых договоренностей в ходе  государственных визитов Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева,  а также правительственных визитов, утверждены «дорожные карты» по интенсификации взаимоотношений в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах Республики Узбекистан с Германией, США, КНР, Республикой Корея, Россией, Турцией, Казахстаном, Республикой Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения и т. д.

В целях диверсификации внешних рынков сбыта, расширению номенклатуры экспорта продукции в текущем году, предприятиями принято участие в  выставочных мероприятиях за рубежом (КНР, Россия, Казахстан, Белоруссия, Туркмения, Таджикистан, Корея, Турция Германия и т. д.), где приняло участие более 300 республиканских производителей. А также организованы ознакомительные визиты и выставочные мероприятия в регионах республики для зарубежных партнеров, по итогам которых заключены дополнительные экспортные контракты на сумму более 200 млн.долл.

Сегодня за рубежом насчитывается около 70 торговых домов текстильных предприятий Узбекистана.  

В регионах Российской Федерации создано 44 торговых дома, при содействии которых по итогам т.г. будет обеспечен экспорт на сумму около 150 млн.долл.

С администрацией крупного торгово-логистического центра «Норд молл» (г.Новосибирск) налажено сотрудничество заинтересованных отечественных предприятий-производителей готовых швейно-трикотажных изделий, с созданием для них льготных условий для организации оптовой, мелкооптовой и розничной продажи на территории центра.   

Следует отметить, что за отчетный период была внедрена практика реализации текстильной продукции на биржевых торгах и через электронный магазин, а также запущена первая  текстильная электронная торговая площадка Узбекистана — Uzbtextile.com.

Причины инвестировать
  • Легкодоступный рынок, который будет расти в будущем с развитием сети организованной розничной торговли, благоприятными демографическими показателями, ростом уровня доходов и изменением предпочтений к качеству фирменных продуктов.
  • Преференции и льготы для производителей, включая освобождение от налоговых и таможенных платежей на срок до 10 лет, в зависимости от объема инвестиций.
  • Приватизация и аренда государственного имущества на льготных условиях и по низким ценам для иностранных инвесторов, с обязательством инвестирования средств.
  • Обилие и доступность сырья для производства, такого как хлопок, шерсть, шелк, джут и искусственные волокна.
  • Сравнительные преимущества с точки зрения квалифицированной рабочей силы и себестоимости продукции по основным производителям текстиля по всему миру.
  • Политика государства, направленная на защиту вложений инвесторов и прав на частную собственность.
  • Наличие всей цепочки создания стоимости для текстильной продукции, начиная с производства натуральных волокон и заканчивая производством пряжи, ткани и одежды в стране, что создает преимущество перед такими странами, как Вьетнам, Бангладеш и т.д.
  • Наличие секторов традиционного мастерства, т.е. ткацкий станок и ремесла.
Инвестиции

Привлечение новых инвестиций в сочетании с эффективным управлением, внедрение самого современного оборудования и технологий служат важнейшими факторами развития текстильной и швейно-трикотажной промышленности Узбекистана и способствуют повышению ее экспортного потенциала.

За 20 лет в текстильную отрасль, в рамках реализации 180 инвестиционных проектов, были привлечены более $2,5 млрд. долл. США иностранных инвестиций из Южной Кореи, КНР, России, Индии, Великобритании, Германии, в том числе за последние 3 года – 575,3 млн. долл.

Свыше 80% привлеченных иностранных инвестиций приходятся на долю таких стран, как Южная Корея, Швейцария, Сингапур, Великобритания, Германия, Индия и Турция. Возросли показатели технической оснащенности производственных помещений. Введено в действие более 1,6 млн прядильных веретен, 100 тыс. камер, что составило 89,3% от имеющегося парка технологического оборудования.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 19 июля 2018 года «О дополнительных мерах по ускорению реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов в 2018-2019 года», а также поручением Кабинета Министров Республики Узбекистан в перечень отраслевых проектов с участием прямых иностранных инвестиций включены 17 проектов с прогнозом освоения в 2018 году 94,2 млн. долл.

По итогам 2018 года в рамках программы фактически освоено 124,1  млн. долл. или 132% к прогнозу года.

В рамках региональных иных программ развития текстильной и швейно-трикотажной отрасли, ведется мониторинг реализации дополнительных 37 инвестиционных проектов с прогнозом освоения на 2018 год 545,1 млн. долл., По итогам реализации Программы введено в действие 60 новых предприятий с общей стоимостью 548,1 млн.долл.

Политика ПИИ

Направления

  • осуществление постоянного технического и технологического переоснащения действующих и создание новых высокотехнологичных производств, в том числе за счет привлечения прямых иностранных инвестиций;
  • создание условий для повышения уровня переработки хлопкового волокна;
  • расширение выпуска конкурентоспособной готовой продукции, насыщение внутреннего рынка готовой продукцией;
  • повышение экспортного потенциала отрасли, создание новых рабочих мест, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров;
  • восстановление производства текстильного машиностроения;
  • создание дополнительных мощностей в производстве джинсовых, махровых тканей и изделий, чулочно-носочной продукции, технического текстиля.
Какие льготы и преференции предоставлены для предприятий с иностранными инвестициями

Для стимулирования и увеличения производства продукции на экспорт в республике создана целостная система налоговых льгот и преференций для предприятий-экспортеров.

Например, не подлежит обложению акцизным налогом реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Оборот по реализации товаров (за исключением драгоценных металлов) на экспорт за иностранную валюту облагается НДС по нулевой ставке.

Для предприятий-экспортеров (за исключением реализации сырьевых товаров) ставки налога на прибыль и имущество снижаются в зависимости от доли экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за СКВ в общем объеме реализации: при доле экспорта от 15 до 30%  – на 30%; при доле экспорта от 30 и более процентов – на 50%. В таких же объемах снижается ставка единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий. Кроме этого микрофирмы и малые предприятия освобождены от обязательной продажи 50% валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства. Это позволяет направить валютные средства, оставшиеся в распоряжении предприятий, на укрепление и эффективное развитие своего производства.

Дополнительным импульсом в развитии экспортного потенциала текстильной отрасли стала норма, согласно которой до 1 января 2016 года предприятия текстильной промышленности республики, реализующие 80 и более процентов объема своей продукции, в т.ч. полуфабрикаты (пряжу, ткани, трикотажное полотно и отходы хлопкопрядения) за СКВ, освобождены от уплаты налога на имущество.

Еще одним дополнительным стимулом для участия предприятий в экспорте стала отмена экспортных таможенных пошлин на все виды товаров (работ, услуг) и лицензирование экспорта товаров (работ, услуг) за исключением специфических.

С августа 2011 года утверждены новые ставки сборов за таможенное оформление, уплачиваемых при экспорте товаров, которые снижены в среднем не менее чем в 2 раза против действующих до того времени.

Большое внимание уделяется и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим экспортно-импортные операции. В частности, п. 9 Указа Президента Республики Узбекистан от 10 января 2012 года за №УП-4434 им предоставлен ряд льгот и преференций.

Так, предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно осуществляют экспортно-импортные операции с соблюдением требований законодательства Республики Узбекистан. К тому же экспорт продукции собственного производства не подлежит лицензированию и квотированию. Также, эта категория хозяйствующих субъектов вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных производственных нужд, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Налоговым кодексом Республики Узбекистан и Указом Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года N УП-3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» определен порядок применения льгот по налогам и обязательным отчислениям в Республиканский дорожный фонд для предприятий, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, предприятия, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции, специализирующиеся на производстве продукции в отраслях экономики по утвержденному перечню, освобождаются от уплаты: налога на прибыль юридических лиц; налога на имущество; налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры; единого налогового платежа; обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.

К предприятиям, специализирующимся на производстве продукции в отраслях экономики по утвержденному перечню относятся предприятия, у которых доля выручки от производства продукции в отраслях экономики по утвержденному перечню в общем объеме реализации составляет не менее 60% по итогам отчетного года. Льготы распространяются в целом на предприятия, специализированные на производстве продукции в отраслях экономики по утвержденному перечню.

Налоговые льготы:

а) предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций, равном (эквивалентном):

  • от 300 тыс долларов США до 3 млн долларов США включительно – сроком на 3 года;
  • свыше 3 млн долларов США до 10 млн долларов США включительно – сроком на 5 лет;
  • свыше 10 млн долларов США – сроком на 7 лет;

б) применяются при следующих условиях:

  • размещение предприятий во всех городах и сельских населенных пунктах республики, за исключением г. Ташкента и Ташкентской области;
  • осуществление иностранными инвесторами частных прямых иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан;
  • обеспечение доли иностранных участников в уставном капитале предприятия не менее 33 процентов;
  • вложение иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования;
  • направление не менее 50 процентов дохода, полученного в результате предоставления указанных льгот в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия;

в) действуют в течение всего срока, на который они предоставлены, при ухудшении условий инвестирования последующим законодательством.

Предприятия, соответствующие установленным критериям для предоставления льгот, освобождаются от уплаты налогов и обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд с даты государственной регистрации. В случае если предприятие отвечает установленным критериям для предоставления льгот в последующие периоды после создания (государственной регистрации), оно имеет право на применение льгот с даты возникновения обстоятельств, подтверждающих соответствие данного предприятия установленным критериям для предоставления льгот. При этом отсчет срока пользования льготами начинается с даты возникновения обстоятельств, подтверждающих соответствие данного предприятия установленным критериям для предоставления льгот, но не более семи лет с даты начала применения льгот.

Право на льготы предоставляется только предприятиям, сформировавшим уставные капиталы (фонды) в установленные законодательством сроки. При этом предприятие имеет право на применение льгот в период, в течение которого в соответствии с законодательством оно должно сформировать свой уставный капитал (фонд).

Не менее 50 процентов дохода, полученного в результате предоставления льгот по налогам и обязательным отчислениям в Республиканский дорожный фонд, в течение срока их применения направляются на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия. При этом под реинвестированием понимается направление дохода, полученного в результате предоставленных льгот, на развитие предприятия без распределения его между учредителями. Под доходом, полученным в результате предоставленных льгот, понимается экономическая выгода (увеличение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия) за счет высвобождения средств в результате освобождения от налогообложения.

При этом в случае, если на предприятии, использующем льготы, в период применения льгот, доля иностранного инвестора снижается ниже 33 процентов в уставном фонде предприятия, при неуменьшении суммы внесенных прямых частных инвестиций, а также соответствии иным требованиям, установленным в настоящем Положении, действие льгот для таких предприятий сохраняется.

В случае принятия иностранным инвестором решения о репатриации прибыли и вывозе капитала в течение срока действия льгот, репатриация прибыли и вывоз капитала иностранным инвестором осуществляется только после возмещения в бюджет суммы льгот, предоставленных за период, предшествующий репатриации прибыли и вывозу капитала иностранным инвестором.

Инвестиционные возможности
  • Производство рубашек (шерстяные ткани; крашеная и готовая продукция; готовая одежда);
  • Производство джинсовых изделий (пневматическая пряжа; джинсовая ткань; джинсовые изделия);
  • Производство махровых изделий (кардная пряжа; махровые ткани; крашеная и готовая продукция; махровые изделия).
Иностранные инвесторы

Оборудование ткацкого производства

  • «Dornier» (Германия),
  • «Somet», «Vimatex» (Италия),
  • «Pikanol» (Бельгия),
  • «Sulzer» (Швейцария),
  • «Toyota», «Tsudakoma» (Япония) и другие;

Оборудование прядильного производства

  • «Rieter» (Швейцария),
  • «Shlafhorst», «Truchler» (Германия),
  • «Savio» (Италия),
  • «Saurer» (Германия),
  • «Toyota», «Howa», «Murata» (Япония),
  • «FA-225», «FA-0013», «FA-515», «FA-517» (Китай) и другие;

Оборудование вязального производства

  • «Orizio» (Италия),
  • «Terrot», «Mayer&Cie» (Германия),
  • «Pai Lung» (Тайвань),
  • «Kauo Heng» (Китай),
  • «SanYoung» (Корея) и другие;

 Оборудование швейного производства 

  • «Pffaf» (Германия),
  • «Rimoldi», «Orizio» (Италия),
  • «Eagle», «Gerber» (Турция),
  • «Oshima», «Juki», «Brother», «Yamato» (Япония),
  • «Siruba» (Тайвань),
  • «Sunstar» (Южная Корея);

Лабораторное оборудование

  • «MESDAN» (Италия),
  • USTER (Швейцария).
Перспективы

Постановление, вышедшим в конце 2016 года, отразило намерение правительства страны по усилению политики привлечения иностранных инвесторов в текстильную промышленность и открыл большие возможности для экспорта. С 1 января 2017 года:

— отменяется обязательная продажа уполномоченным банкам части выручки от экспорта непродовольственных потребительских товаров;

— текстильные предприятия освобождаются от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за ввозимое технологическое оборудование и комплектующие изделия, не производимые на территории РУз. Это даст огромное подспорье для модернизации производственного оснащения;

— производители текстильной продукции освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и единого налогового платежа микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. Планируется, что сэкономленные средства будут также направлены на улучшение технологического оснащения предприятий текстильной промышленности;

— будут оказаны маркетинговые, информационные и консалтинговые услуги предприятиям легкой промышленности, включая малый бизнес и частное предпринимательство. Другими словами, можно будет ожидать поддержку в организации рекламных мероприятий, представления экспортного потенциала на международных выставках и в печатных изданиях.

— планируется продвижение продукции предприятий легкой промышленности по прямым контрактам через торговые дома за рубежом.

Меры, направленные на развитие текстильной промышленности, должны помочь повысить уровень развития отрасли, конкурентоспособность отечественного текстиля на мировом рынке и, следовательно, улучшить экономическое положение страны.

Гарантии и меры по защите иностранных инвесторов
  • Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. № 611-I «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»
Инвестиционный потенциал отрасли