×

Mechanical engineering

Uzbekistan is currently actively implementing a policy of raising the level of competitiveness of the country on the basis of technical and technological breakthrough in the real economic sectors. Mechanical engineering, the development of which is a symbol of the country’s industrial progress, should play a leading role in this process.

Automotive industry

General state of the industry

From the mechanical engineering industries since the first days of independence, the automotive industry has been actively developing in Uzbekistan.

Currently, the Republic of Uzbekistan is the largest car manufacturer in Central Asia and takes the second place among the CIS countries with a high share of localization (about 45-55%) in passenger cars and about 15-30% of trucks and buses.

Production activity is characterized by the following indicators:

Manufactured products in the amount of

10 792 billion UZS

The growth rate by 2016 amounted to

167,1%

As of 01.01.2018 the industry employs 24.77 thousand people.

Through the state-owned company Uzavtosanoat, a number of global brands have been localized in various segments, including passenger cars and LCV (General Motors), trucks (MAN, ISUZU) and bus (ISUZU). However, in almost all joint ventures, the controlling stake is controlled by the state through Uzavtosanoat – 75% in GM Uzbekistan – 51% in a joint venture with MAN, 84% in a joint venture ISUZU and 50% in a joint venture with PSA.

The volume of production of passenger cars amounted to 140.2 thousand units. (159.1% by 2016), buses and trucks ISUZU – 3600 pcs. (105.3%), MAN trucks and buses – 1200 pcs. (119.4%), batteries – 680.2 thousand units (116.3%), power units – 91.6 thousand pcs. (2.1 times).

The enterprises of the company produced consumer goods in the amount of 6,686.2 billion UZS, with the growth rate by 2016 – 156.4%.

Today, the demand for cars in the domestic market is covered by 60-70%. Also trucks by 50%.

Currently, the government of the country is actively engaged in attracting foreign direct investment in the automotive industry as an independent player for the development of competition and production of the industry.

The main areas of the industry

Currently, the industry has 23 joint ventures that produce cars, buses, trucks, components and nodes for cars, as well as consumer goods.

The following companies work in the field of automobile production:

  • Joint stock company GM Uzbekistan, created jointly with General Motors for the production of cars,
  • Samarkand Automobile Plant for production of buses and middle-class trucks, which are founded along with UzAuto by Japanese companies Isuzu and Itochu,
  • the joint Uzbekistan – Germany enterprise MAN Auto Uzbekistan for the production of heavy trucks and buses.
  • UzAuto and Peugeot Citroen Automobiles signed an agreement on establishing joint venture, according to which a new plant for production of light commercial vehicles is being built in the city. The project provides for production of different configurations of cars Peugeot Boxer and Peugeot Expert on a full cycle.

The enterprise UzAuto TRAILER was established for the production of mounted and trailed equipment, as well as Kamaz trucks are assembled together with a Russian company.

For the production of auto components, about 40 large enterprises of UzAuto work in this area, most of which are joint ventures with leading global manufacturers of auto components such as Korea Delfi, Erae, Sungwoo Hitech, Austem, AMS, KM&I, etc.

In addition, the delivery of auto components is provided by more than 160 small and medium independent suppliers.

In particular, jointly with General Motors and UzAuto, a joint venture GM Power Train Uzbekistan was established for producing engines of 1.2 and 1.5 liters. The plant is the only enterprise in the global network of General Motors where the casting of aluminum products, the machining of component parts and the full cycle of assembly and testing are carried out in one plant.

UzAuto, along with its production activities, attaches great importance to qualifications and personnel education, is the founder of educational institutions, such as the Turin Polytechnic University in Tashkent, the Academic Lyceum of the University, as well as mechanical engineering colleges in Andijan and Samarkand.

A striking example of the high potential of localization enterprises of UzAuto is the supply of automotive components to the conveyor of foreign auto manufacturers. UzAuto enterprises supply a solid list of automotive components to manufacturers’ conveyors in 5 continents of the world. The staff of enterprises has sufficient qualifications for ensuring the process of development, production and delivery of products. Introduction of world standards in production and quality management, the availability of a number of international certificates, as well as equipping enterprises with necessary laboratory testing equipment allows to produce products that meet international standards. Such systems as GMS, 5S, Kaizen and others have been introduced at UzAuto enterprises.

Based on the existing level of localization in the industry, there are a number of promising localization projects:

  • Stamped parts
  • Plastic parts
  • Cast iron parts
  • Mechanical processing of brake discs and drums
  • Audio system
  • Plastic tanks for cars
  • Wheel
  • Suspension springs for cars
  • Shock absorbers for cars
  • Spark plug
  • Extrusion for rubber seals
  • Switches for cars
  • Rearview mirror
  • Roller forming
  • Plastic pedals
  • Electric motors for cars
  • Shift knobs
  • Wipers and wiper mechanism
  • Seat belts for cars
  • The axis of the car
  • Steering column
  • Steering gear
  • Brake system parts
  • Brake pads
  • Connectors and covers for 522 connectors
  • Hoses, tubes
Investment attractiveness of the industry

Comparative low cost of Uzbekistan automotive products:

  • a package of tax benefits and state support measures on individual resolutions of the President of the Republic of Uzbekistan and the Cabinet of Ministers; (RP-800 of February 21, 2008; RP-1020 of December 16, 2008, RP-1736 of April 4, 2012 and others).
  • Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan of 01.07.2018, No. RP-3028 “On measures of further improving the management and accelerated development of the automotive industry for 2017-2021”.
  • agreement on a free trade zone between the CIS countries;
  • availability of raw materials (copper, lead, metal, zinc, polypropylene, polyethylene, rubber, and others);
  • multi-level quality control system
  • affordable and skilled labor (Turin Polytechnic University, Turin Academic Lyceum in Tashkent Polytechnic College in Samarkand city and Andijan region);
  • low cost of energy;
  • modern production facilities with necessary infrastructure;
  • optimal logistics costs.

Cost comparison

 

Agricultural engineering

The most potential branch of mechanical engineering, which has all the necessary components for its development, is agricultural engineering.

General state of the industry

Production of agricultural machinery for the Republic of Uzbekistan is one of the key strategic sectors. In addition to production volumes – about 8 thousand units in 2017, of which about 1.2 thousand tractors and 0.3 thousand combines, important success has been achieved in this industry in the last few years.

As of July 1, 2018, the park of agricultural machinery in the Republic of Uzbekistan amounted to 150,486 units, including 57,822 units of tractors, 58 019 units of mounted equipment, 3,608 units of combine harvesters, 1,224 units of cotton harvesting machines, 1,738 units of forage harvesting equipment, 28,075 units of other agricultural machinery.

Of the above quantities of available agricultural equipment, 82 921 units are obsolete with a lifetime of 11 years or more, including 30,412 units of tractors, 28,071 units of mounted equipment, 1,131 units of combine harvesters, 175 units of cotton harvesting machines, 919 units of forage harvesting equipment, 19 894 units of tillage equipment, 1 445 units of equipment for various types of fertilizers and plant protection, 2 473 units of other agricultural equipment, which creates a shortage of equipment in the peak season of conducting agrotechnical work.

Based on the analysis of the park of agricultural machinery, agricultural producers need an additional 100,670 units of equipment, of which 26,139 units of tractors, 34,605 ​​units of mounted and trailed equipment, 1 149 units of combine harvesters, 3,080 units of cotton harvesting machines, 9 951 units of forage harvesting equipment, 22 278 units of tillage equipment, 2,968 units of equipment for various types of fertilizers and plant protection and 500 units of other equipment.

At the same time, 55.1% of the existing equipment are morally and physically obsolete, needs to be updated at an accelerated pace, as this affects the increase in the productivity of cultivated land, the growth of crop yields and, of course, the increase in exports of fruits and vegetables.

In the Republic of Uzbekistan, production facilities of various types of agricultural machinery of a number of national and world brands such as JSC Tashkent Plant of Agricultural Machinery, JSC Chirchik Plant of Agricultural Machinery, JSC Technolog, JSC Aggregate Plant, LLC Agrikhim, JSC Urgenchkormmash, LLC Uz CLAAS Agro, LLC UzKeysMash, LLC UzKeysTractor, LLC DD-Agroteckmash, Kuhn, LLC UzAgrotex Sanoat Invest, LLC Lemken-Chirchik and LLC Amkodor-Agrotechmash, which produce tractors of various capacities, grain and fodder harvesting combine harvesters, mounted, trailed, road-building and specialized equipment, have been established.

For the period from January 1, 2018 to June 30, 2018, the above enterprises cumulatively produced more than 6,000 units of equipment worth 1 449.5 billion UZS. At the same time, the growth rates of production and sales indicate the presence of demand for agricultural machinery.

Investment attractiveness of the industry

Firstly, this industry has strong domestic demand. Agriculture in Uzbekistan in terms of the volume of production exceeds 20% of GDP, about 30% of those employed and is one of the main sectors that ensure sustainable development of economy. A wide range of agricultural products is grown in Uzbekistan, including industrial crops such as cotton, oilseeds (sunflower, rapeseed, safflower), vegetables, fruits, melons and gourds, certain types of citrus fruits, and fodder crops, each of which requires not only universal agricultural machinery, but also special.

Secondly, external demand for agricultural engineering products can be supported, at a minimum, at the expense of the neighboring states of Central Asia, as well as Afghanistan, which do not have their own agricultural engineering with a sufficiently developed agriculture.

Thirdly, agricultural engineering in Uzbekistan has a certain design base, scientific-technical potential for its further development.

Fourthly, a system of training personnel has been established, capable of not only using, but also producing and designing agricultural machinery.

Thus, there is a chain of interconnected industries (the so-called cluster), which allows relatively quickly create a competitive mechanical engineering industry that is efficient in the domestic and foreign markets.

The main areas of the industry

1) further improvement of the legislative framework aimed at supporting the increase in demand, availability of upgraded agricultural machinery:

  • preservation of existing benefits for enterprises of agricultural engineering, subject to an annual increase in the level of localization of not less than 5%;
  • development and adoption of normative-legal acts aimed at introducing a progressive scale of utilization collection for agricultural equipment after 7 years from the production date, its repeated (secondary) implementation, as well as sending accumulated funds to finance the replenishment of working capital, implementation of investment programs of agricultural enterprises and financing the sale of finished products through specialized financial institutions;
  • introduction of environmental standards in the import of finished products;
  • creation of a normative-legal framework to finance export sales through a network of own leasing companies in foreign countries;

2) creation of favorable conditions for further development of the agricultural engineering industry, its investment and commercial attractiveness by organizing an industrial technopark of agricultural machinery with participation of private and foreign capital;

3) further development of service and dealer points;

4) phased transition to a system of centralized procurement of components, raw materials and supplies;

5) adoption of specific measures aimed at reducing costs by updating the fleet of equipment, as well as revising the norms of costs of raw materials, and introduction of new energy-saving technologies;

6) increasing production and sales volumes by presenting buyers with preferential leasing interest rates;

7) raising the level of qualification of the industry employees

8) development of research and development, introduction of new types of energy-saving equipment into production.

Development of new types of products and improvement of existing types of manufactured equipment

Further development of research and development will help agricultural engineering enterprises to master new types of agricultural equipment.

Research work will be aimed at:

  • development of a machine plume based on the requirements for carrying out agrotechnical measures for growing crops during tillage, sowing and harvesting, its transportation, etc.;
  • development of new types of high-performance and energy-saving equipment;
  • creation of multi-functional equipment that will allow to implement up to 4 land tillage, sowing and planting operations at the same time;
  • unification of designs of agricultural machinery;
  • development of a design of a new domestic universal tilled tractor with increased ergonomic indicators.
    Since investments in research and development work take quite a long time and significant financial resources, government support is expected in the form of subsidizing its development. Research work will allow the introduction of machinery adapted to the climate and soil of the Republic of Uzbekistan, taking into account the requirements for agrotechnical work, improve production process, free from financial burden in the form of royalties paid to foreign partners.

Investments in deepening the localization of products

Direction of investment in deepening localization of products in 2018-2020 will allow to master the component base of agricultural equipment. In addition, these events will allow developing scientific technical potential of the staff of the design and technology center in real conditions.

For the period of 2018-2020, it is expected to master production of the component base for deepening the localization of agricultural equipment:

  • tooling, molds and dies;
  • foundry metal products;
  • tractor and other types of transmission gears;
  • cabins of self-propelled agricultural machinery (expansion of production);
  • rims;
  • plastic and rubber products;
  • hardware group of various types;
  • electrical parts.
Sources of financing the sale of finished products
  • own funds of buyers;
  • credit funds of commercial banks;
  • borrowed funds of foreign financial institutions;
  • funds from international financial sources;
  • funds of state support for agriculture under the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan;
  • funds of leasing companies and other financial institutions;
  • funds received from the payment of the utilization fee.
Sources of export financing
  • target export credits of domestic banks, refinanced by national banks of neighboring countries;
  • attraction of borrowed funds of foreign banks of residents of foreign countries;
  • funds of leasing companies;
  • loans of the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan;
  • funds received from the payment of the utilization fee.
Replenishment sources of working capital
  • own funds of enterprises;
  • loans with an interest rate of no more than 50% of refinancing rate;
  • funds provided for by the Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan of November 17, 2016 No. RP-2658 “On measures of organizing activities of the joint-stock company “Uzagrotechsanoatholding”;
  • funds received from the payment of the utilization fee.
Sources of financing investment activities
  • own funds of enterprises;
  • loans with an interest rate of no more than 50% of refinancing rate;
  • private investment;
  • direct foreign investments;
  • funds from international financial sources;
  • funds received from the payment of the utilization fee.
Strategic partners

Domestic enterprises have huge plans ahead, and most of them are connected with attracting strategic partners from abroad. For example, by the end of this year, the Russian company Rostselmash will start assembling its machinery at the facilities of Chirchik plant of agricultural machinery.

The first batch of Russian machinery produced in Uzbekistan will consist of 20 self-propelled fodder harvesting machines of three types. The parties have also already begun to work on the issue of jointly mastering the assembly of highly demanded hay balers in the country. Their production will amount about 200 units per year. In general, the annual demand of the market of Uzbekistan is estimated at 300-400 units of such equipment.

After the full launch of the project, several hundred Russian-made agricultural machines will be produced annually in Chirchik – about seven models of forage harvesters and self-propelled lawn mowers. In addition, the Russian side will gradually increase the level of localization of products manufactured in the country.

Another interesting project – the Belarusian Scientific Research and Development Technological Institute of Foundry BELNIILIT and Uzagrotechsanoatholding are implementing a project on creating the country’s first automated foundry for agricultural machinery.

Foundry is considered one of the most important components, which provides deep localization, allows to reduce the cost of agricultural equipment and produce products with high added value. To date, BELNIILIT has developed the technical documentation for this project, it is planned to complete it before the end of the year.

In addition, partnership in foundry is actively developing with Uzbekistan Railways, which launched in 2013 a foundry-mechanical plant with a total cost of $ 150 million. It is equipped with technological lines of German companies and is the only one in the region capable of producing foundry products for railway transport.

Uzagrotechsanoatholding invited representatives of the Italian and Korean companies that produce agricultural equipment to evaluate the quality and technology of the mechanical foundry in order to use its capacity to localize the production of parts in Uzbekistan.

×

Машиностроительная сфера

Узбекистан в настоящий период активно реализует политику повышения уровня конкурентоспособности страны на основе технического и технологического прорыва в отраслях реального сектора экономики. Лидирующую роль в этом процессе должно играть машиностроение, развитие которого является символом индустриального прогресса страны.

Автомобильная отрасль 

Общее состояние отрасли

Из отраслей машиностроения с первых дней независимости в Узбекистане активно развивается автомобилестроение.

На текущий момент Республика Узбекистан – крупнейший производитель автомобилей в Средней Азии и второе место среди стран СНГ с высокой долей локализации (около 45-55%) в легковых автомобилях и около 15-30% грузовых автомобилей и автобусов.

Производственная деятельность характеризуется следующими показателями:

Выпущено товарной продукции на сумму

10 792 млрд. сум

Темп роста к 2016 году составил

167,1%

На 01.01.2018г. в отрасли работают 24,77 тысяч человек.

Через государственную компания «Узавтосаноат» уже локализован ряд мировых брендов в различных сегментах, включая легковые автомобили и LCV (General Motors), грузовики (MAN, ISUZU) и автобусу (ISUZU). Однако практически во всех совместных предприятиях контрольный пакет акций находятся под контролем государства через Узавтосаноат – 75% в GM Uzbekistan – 51% в СП с MAN, 84% в СП ISUZU и 50 % в СП с PSA.

Объем производства легковых автомобилей составил – 140,2 тыс. шт. (159,1% к 2016г.), автобусов и грузовиков ISUZU – 3600 шт. (105,3%), грузовых автомобилей и автобусов МАN – 1200 шт. (119,4%), аккумуляторные батареи – 680,2 тыс. шт. (116,3%), силовых агрегатов – 91,6 тыс. шт. (в 2,1 р).

Предприятиями общества выпущено товаров народного потребления на сумму 6 686,2 млрд. сум, при темпе роста к 2016 году – 156,4%.

На сегодняшний день спрос на легковые автомобили на внутреннем рынке покрывается на 60-70%. Также грузовых автомобилей на 50 %.

В настоящее время правительством страны проводятся активные работы по привлечению прямых иностранных инвестиций в автомобильную отрасль в качестве самостоятельного игрока для развития конкуренции и производства отрасли.

Основные направления отрасли

В настоящее время в отрасли функционирует 23 совместных предприятий, которые производят автомобили, автобусы, грузовики, комплектующие детали
и узлы для автомобилей, а также товары народного потребления.

В сфере производства автомобилей работают следующие компании:

  • Акционерное общество «ДжиЭм Узбекистан», созданное совместно с компанией «Дженерал Моторс» по производству легковых автомобилей,
  • «Самаркандский Автомобильный Завод» по производству автобусов и грузовиков среднего класса, учредителями которого наряду с «УзАвто» выступают японские компании «Исузу» и «Иточу»,
  • совместное узбекское-германское предприятие «МАН Авто Узбекистан» по производству тяжелых грузовиков и автобусов.
  • между УзАвто и Peugeot Citroen Automobiles подписано соглашение о создании совместного предприятия, согласно которому в городе строится новый завод по производству легких коммерческих автомобилей. Проектом предусмотрено производство разных конфигураций автомобилей Пежо Боксер и Пежо Эксперт по полному циклу.

Создано предприятие UzAuto TRAILER по производству навесной и прицепной техники, а также совместно с российской компанией осуществляется сборка грузовиков Камаз.

По производству авто компонентов, в данной сфере работают около 40 крупных предприятий «УзАвто», большинство из которых являются совместными предприятиями с ведущими мировыми производителями авто компонентов как Korea Delfi, Erae, Sungwoo Hitech, Austem, AMS, KM&I и др.

Кроме того, поставка авто компонентов обеспечивается более 160 малыми и средними независимыми поставщиками.

В частности, совместно с «Дженерал Моторс» и «УзАвто» создано совместное предприятие «ДжиЭмПауэрТрейн Узбекистан» по производству двигателей объемом 1,2 и 1,5 литра. Завод является единственным предприятием в глобальной сети «Дженерал Моторс» где литье алюминиевых изделий, механообработка составных частей и полный цикл сборки и тестирования осуществляются на одном заводе.

 «УзАвто» наряду с производственной деятельностью придает большое значение квалификации и образованию персонала, является основателем образовательных заведений, таких как Туринский политехнический университет в Ташкенте, Академический лицей при университете, а также машиностроительные колледжи в Андижане и в Самарканде.

Ярким примером высокого потенциала предприятий локализации «УзАвто» является поставки автомобильных компонентов на конвейер зарубежных автопроизводителей. Предприятия «УзАвто» поставляют солидный перечень автокомпонентов на конвейеры производителей в 5 континентах мира. Персонал предприятий имеет достаточную квалификацию для обеспечения процессов разработки, освоения, производства и поставки продукции. Внедрение мировых стандартов в управление производством и качеством, наличие ряда международных сертификатов, а также оснащение предприятий необходимым лабораторным испытательным оборудованием позволяет производить продукцию, соответствующую мировому уровню. В предприятиях УзАвто внедрены такие системы как GMS, 5S, Kaizen и др.

Исходя от имеющегося уровня локализации в отрасли, имеются ряд перспективных проектов локализации:

  • Штампосварные детали
  • Пластиковые детали
  • Чугунные детали
  • Мехоброботка тормозных дисков и барабанов
  • Аудиосистема
  • Пластиковые бачки для легковых автомобилей
  • Рулевое колесо
  • Пружины подвески для легковых автомобилей
  • Амортизаторы для легковых автомобилей
  • Свечи зажигания
  • Экструзия для резиновых уплотнителей
  • Переключатели для легковых автомобилей
  • Зеркало заднего вида
  • Роликовые формовки
  • Пластиковые педали
  • Электрические моторчики для легковых автомобилей
  • Рычаги переключения передач
  • Стеклоочистители и механизм стеклоочистителя
  • Ремни безопасности для легковых автомобилей
  • Оси легковых автомобилей
  • Рулевая колонка
  • Рулевой механизм
  • Детали тормозной системы
  • Тормозные колодки
  • Коннекторы и крышки для коннекторов 522 наименований
  • Шланги, трубки  
Инвестиционная привлекательность отрасли

Сравнительная низкая себестоимость узбекской автомобильной продукции:

  • пакет налоговых льгот и мер государственной поддержки по отдельным постановления Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров; (ПП-800 от 21.02.2008 г.;ПП-1020 от 16.12.2008 г. ПП-1736 от 04.04.2012 г. и другие).
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 01.07.2018 г. №ПП-3028 «О мерах по дальнейшему совершенствованию управления и ускоренному развитию автомобильной промышленности на 2017-2021 годы».
  • соглашение о зоне свободной торговли между странами СНГ;
  • наличие сырьевой базы (медь, свинец, металлопрокат, цинк, полипропилен, полиэтилен, каучук и другие);
  • многоуровневая система контроля качества
  • доступная и квалифицированная рабочая сила (Туринский политехнический университет, Туринский Академический лицей в Ташкенте Политехнический колледж в г. Самарканд и Андижанской области);
  • низкая стоимость энергоресурсов;
  • современные производственные предприятие с необходимой инфраструктурой;
  • оптимальные расходы на логистику.

Сравнение производственных затрат

 

Сельскохозяйственное машиностроение

Самой потенциальной отраслью машиностроения, которая имеет все необходимые компоненты для своего развития, является сельскохозяйственное машиностроение.

Общее состояние отрасли

Производство сельскохозяйственной техники для Республики Узбекистан является одной из ключевых стратегических отраслей. Помимо объемов выпуска – около 8 тыс. единиц в 2017 году, из которых около 1,2 тыс. тракторов и 0,3 тыс. комбайнов, в этой отрасли за последние несколько лет удалось достичь важных успехов.

По состоянию на 1 июля 2018 года парк сельскохозяйственной техники в Республике Узбекистан насчитывал 150 486 ед., в том числе 57 822 ед. тракторов, 58 019 ед. навесной техники, 3 608 ед. зерноуборочных комбайнов, 1 224 ед. хлопкоуборочных машин, 1 738 ед. кормоуборочной техники, 28 075 ед. прочей сельскохозяйственной техники.

Из вышеперечисленного количества имеющейся сельскохозяйственной техники,82 921 ед. являются устаревшей со сроком эксплуатации 11 лет и более, в том числе 30 412 ед. тракторов, 28 071 ед. навесной техники, 1 131 ед. зерноуборочных комбайнов, 175 ед. хлопкоуборочных машин, 919 ед. кормоуборочной техники, 19 894 ед. почвообрабатывающей техники, 1 445 ед. техники для внесения различных видов удобрений и защиты растений, 2 473 ед. прочей сельскохозяйственной техники, что создаёт дефицит техники в пиковый сезон проведения агротехнических работ.

Исходя из анализа парка сельхозтехники, сельскохозяйственные производители нуждаются дополнительно в 100 670 ед. техники, из которых 26 139 ед. тракторов, 34 605 ед. навесной и прицепной техники, 1 149 ед. зерноуборочных комбайнов, 3 080 ед. хлопкоуборочных машин, 9 951 ед. кормоуборочной техники, 22 278 ед. почвообрабатывающей техники, 2 968 ед. техники для внесения различных видов удобрений и защиты растений и 500 ед. прочей техники.

При этом 55,1% имеющейся техники морально и физически устарели нуждается в обновлении ускоренными темпами, так как это отражается на повышении продуктивности обрабатываемых земель, росте урожайности сельскохозяйственных культур и, конечно же, увеличении объёмов экспорта плодоовощной продукции.

В Республике Узбекистан созданы производственные мощности различных видов сельскохозяйственной техники ряда национальных и мировых брендов, таких как АО «Ташкентский завод сельскохозяйственной техники», АО «Чирчикский завод сельскохозяйственной техники», АО «Технолог», АО «Агрегатный завод», ООО «Агрихим», АО «Ургенчкорммаш», ООО «Uz CLAAS Agro», ООО «УзКейсМаш», ООО «УзКейсТрактор» OOO «DD-Agrotexmash», «Kuhn», ООО «UzAgrotex Sanoat Invest», ООО «Lemken-Chirchik» и ООО «Амкодор-Агротехмаш», которые производят трактора различной мощности, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, навесную, прицепную, дорожно-строительную и специализированную технику.

За период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года вышеперечисленными предприятиями совокупно произведено более 6 000 ед. техники, на общую сумму 1 449,5 млрд. сум. При этом, темпы роста производства и реализации свидетельствуют о наличии спроса на сельскохозяйственную технику.

Инвестиционная привлекательность отрасли

Во-первых, эта отрасль имеет мощный внутренний спрос. Сельское хозяйство в Узбекистане по объему производимой продукции превышает 20% ВВП, около 30% занятых и является одной из основных отраслей, обеспечивающих устойчивое развитие экономики. В Узбекистане выращивается широкий ассортимент сельскохозяйственной продукции, включая такие технические культуры, как хлопок, масличные культуры (подсолнечник, рапс, сафлор), овощи, плодовые, бахчевые культуры, отдельные виды цитрусовых, кормовые культуры, каждый вид из которых требует не только универсальной сельскохозяйственной техники, но и специальной.

Во-вторых, внешний спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения может поддерживаться, как минимум, за счет соседних государств Центральной Азии, а также Афганистана, которые не имеют своего сельскохозяйственного машиностроения при наличии достаточно развитого сельского хозяйства.

В-третьих, сельскохозяйственное машиностроение в Узбекистане имеет определенную конструкторскую базу, научно-технический потенциал для ее дальнейшего развития.

В-четвертых, налажена система подготовки кадров, способных не только использовать, но также производить и конструировать сельскохозяйственную технику.

Таким образом, налицо цепочка взаимоувязанных отраслей (т.н. кластер), позволяющая относительно быстро создать эффективную на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособную отрасль машиностроения.

Основные направления отрасли

1)  дальнейшее совершенствование законодательной базы, направленной
на поддержку увеличения спроса, доступности обновления парка сельскохозяйственной техники:

  • сохранение существующих льгот для предприятий сельскохозяйственного машиностроения при условии ежегодного увеличения уровня локализации не менее чем на 5 %;
  • разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на введение прогрессивной шкалы утилизационного сбора в отношении сельскохозяйственной техники по истечении 7 лет с даты производства, её повторной (вторичной) реализации, а также направление аккумулированных средств на финансирование пополнения оборотного капитала, осуществление инвестиционных программ предприятий сельскохозяйственного машиностроения и финансирование реализации готовой продукции через специализированные финансовые организации;
  • внедрение экологических норм при импорте готовой продукции;
  • создание нормативно-правовой базы, позволяющей финансировать экспортные продажи через сеть собственных лизинговых компаний в зарубежных странах;

2) создание благоприятных условий для дальнейшего развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения, её инвестиционной и коммерческой привлекательности путём организации промышленного технопарка сельскохозяйственной техники с участием частного и иностранного капитала;

3) дальнейшее развитие сервисных и дилерских пунктов;

4) поэтапный переход к системе централизованных закупок комплектующих деталей, сырья и материалов;

5) принятие конкретных мер, направленных на снижение себестоимости за счёт обновления парка оборудования, а также пересмотра норм расходов сырья и материалов, и  внедрения новых энергосберегающих технологий;

6) наращивание объёмов производства и реализации путём представления покупателям льготных процентных ставок по лизингу;

7) повышение уровня квалификации сотрудников отрасли;

8) развитие НИОКР и внедрение в производство новых видов энергосберегающей техники.

Освоение новых видов продукции и усовершенствование существующих видов выпускаемой техники

Дальнейшее развитие НИОКР поможет предприятиям сельскохозяйственного машиностроения освоить новые виды сельскохозяйственной техники.

Научно-исследовательские работы будут направлены на:

  • разработку шлейфа машин исходя из требований к проведению агротехнических мероприятий по выращиванию растительных культур при обработке почвы, посеве и сборе урожая, его транспортировки и т.д.;
  • освоение новых видов высокоэффективной и энергосберегающей техники;
  • создание многофункциональной техники, которая позволит осуществлять
    одновременно до 4 операций по обработке почвы земли, посеву и посадке сельскохозяйственных культур;
  • унификация конструкций сельскохозяйственной техники;
  • разработка конструкции нового отечественного универсально-пропашного трактора с повышенными эргономическими показателями.

Так как вложения в научно-исследовательские разработки занимают достаточно длительное время и значительные финансовые ресурсы, предполагается государственная поддержка в виде субсидирования её развития. Научно-исследовательские работы позволят внедрить в производство технику, адаптированную под климат и почву Республики Узбекистан с учётом требований к агротехническим работам, усовершенствовать процессы производства, освободить от финансовых нагрузок в виде роялти и лицензионных платежей, выплачиваемых иностранным партнёрам.

Инвестиции в углубление локализации выпускаемой продукции

Направление инвестиций на углубление локализации выпускаемой продукции в 2018-2020 годах позволит освоить компонентную базу сельскохозяйственной техники. Кроме того, данные мероприятия позволят развить научно-технический потенциал сотрудников конструкторско-технологического центра в реальных условиях.

За период 2018-2020 годы предполагается освоить производство компонентной базы для углубления локализации сельскохозяйственной техники:

  • оснастки, пресс-форм и штампов;
  • литейное производство металлических изделий и заготовок;
  • тракторных и других видов шестерни трансмиссий;
  • кабин самоходной сельскохозяйственной техники (расширение производства);
  • колёсных дисков;
  • пластиковых и резиновых изделий;
  • метизной группы различных видов;
  • электро-деталей.
Источники финансирования реализации готовой продукции
  • собственные средства покупателей;
  • кредитные средства коммерческих банков;
  • заёмные средства иностранных финансовых институтов;
  • средства международных финансовых источников;
  • средства государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов Республики Узбекистан;
  • средства лизинговых компаний и прочих финансовых институтов;
  • средства, поступающие от уплаты утилизационного сбора.
Источники экспортного финансирования
  • целевые экспортные кредиты отечественных банков, рефинансируемые национальными банками стран ближнего зарубежья;
  • привлечение заёмных средств иностранных банков резидентов стран дальнего зарубежья;
  • средства лизинговых компаний;
  • займы Министерства финансов Республики Узбекистан;
  • средства, поступающие от уплаты утилизационного сбора.
Источники пополнения оборотного капитала
  • собственные средства предприятий;
  • кредиты с процентной ставкой не более 50% ставки рефинансирования;
  • средства, предусмотренные постановлением Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2016 г. № ПП-2658 «О мерах по организации деятельности акционерного общества «Узагротехсаноатхолдинг»;
  • средства, поступающие от уплаты утилизационного сбора.
Источники финансирования инвестиционной деятельности
  • собственные средства предприятий;
  • кредиты с процентной ставкой не более 50% ставки рефинансирования;
  • частные инвестиции;
  • прямые иностранные инвестиции;
  • средства международных финансовых источников;
  • средства, поступающие от уплаты утилизационного сбора.
Стратегические партнеры

Впереди у отечественных предприятий громадные планы, и большая часть из них связана с привлечением стратегических партнеров из-за рубежа. Так, например, российская компания «Ростсельмаш» до конца этого года запустит сборку своей техники на мощностях Чирчикского завода сельскохозяйственной техники.

Первая партия выпущенной в Узбекистане российской техники будет состоять из 20 самоходных кормоуборочных машин трех видов. Стороны также уже приступили к проработке вопроса по совместному освоению сборки очень востребованной в стране техники – пресс-подборщиков. Их производство составит около 200 единиц в год. В целом ежегодная потребность рынка Узбекистана оценивается в 300–400 единиц такой техники.

После полного запуска проекта в Чирчике будет выпускаться несколько сотен сельскохозяйственных машин российского производства в год – порядка семи моделей кормоуборочных комбайнов и самоходных косилок. Кроме того, российская сторона будет постепенно повышать уровень локализации производимой в республике продукции.

Другой интересный проект – Белорусский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт литейного производства БЕЛНИИЛИТ и «Узагротехсаноатхолдинг» реализуют проект по созданию первого в стране автоматизированного литейного производства для сельскохозяйственной техники.

Литейное производство считается одним из важнейших компонентов, который обеспечивает глубокую локализацию, позволяет снижать себестоимость сельхозтехники и производить продукцию с большой добавленной стоимостью. На сегодняшний день БЕЛНИИЛИТ разработал техническую документацию этого проекта, планируется завершить его до конца года.

Кроме того, активно развивается партнерство в части литейного производства с «Узбекистон темир йуллари», которая запустила в 2013 году литейно-механический завод общей стоимостью $150 млн. Он оснащен технологичными линиями немецких компаний и является единственным в регионе, способным производить литейную продукцию для железнодорожного транспорта.

«Узагротехсаноатхолдинг» пригласил представителей итальянской и корейской компаний, которые занимаются выпуском сельскохозяйственной техники, оценить качество и технологию литейно-механического завода, чтобы в дальнейшем использовать его мощности для локализации выпуска части комплектующих в Узбекистане.