×

Машиностроительная сфера

Узбекистан в настоящий период активно реализует политику повышения уровня конкурентоспособности страны на основе технического и технологического прорыва в отраслях реального сектора экономики. Лидирующую роль в этом процессе должно играть машиностроение, развитие которого является символом индустриального прогресса страны.

Автомобильная отрасль 

Общее состояние отрасли

Из отраслей машиностроения с первых дней независимости в Узбекистане активно развивается автомобилестроение.

На текущий момент Республика Узбекистан – крупнейший производитель автомобилей в Средней Азии и второе место среди стран СНГ с высокой долей локализации (около 45-55%) в легковых автомобилях и около 15-30% грузовых автомобилей и автобусов.

Производственная деятельность характеризуется следующими показателями:

Выпущено товарной продукции на сумму

10 792 млрд. сум

Темп роста к 2016 году составил

167,1%

На 01.01.2018г. в отрасли работают 24,77 тысяч человек.

Через государственную компания «Узавтосаноат» уже локализован ряд мировых брендов в различных сегментах, включая легковые автомобили и LCV (General Motors), грузовики (MAN, ISUZU) и автобусу (ISUZU). Однако практически во всех совместных предприятиях контрольный пакет акций находятся под контролем государства через Узавтосаноат – 75% в GM Uzbekistan – 51% в СП с MAN, 84% в СП ISUZU и 50 % в СП с PSA.

Объем производства легковых автомобилей составил – 140,2 тыс. шт. (159,1% к 2016г.), автобусов и грузовиков ISUZU – 3600 шт. (105,3%), грузовых автомобилей и автобусов МАN – 1200 шт. (119,4%), аккумуляторные батареи – 680,2 тыс. шт. (116,3%), силовых агрегатов – 91,6 тыс. шт. (в 2,1 р).

Предприятиями общества выпущено товаров народного потребления на сумму 6 686,2 млрд. сум, при темпе роста к 2016 году – 156,4%.

На сегодняшний день спрос на легковые автомобили на внутреннем рынке покрывается на 60-70%. Также грузовых автомобилей на 50 %.

В настоящее время правительством страны проводятся активные работы по привлечению прямых иностранных инвестиций в автомобильную отрасль в качестве самостоятельного игрока для развития конкуренции и производства отрасли.

Основные направления отрасли

В настоящее время в отрасли функционирует 23 совместных предприятий, которые производят автомобили, автобусы, грузовики, комплектующие детали
и узлы для автомобилей, а также товары народного потребления.

В сфере производства автомобилей работают следующие компании:

  • Акционерное общество «ДжиЭм Узбекистан», созданное совместно с компанией «Дженерал Моторс» по производству легковых автомобилей,
  • «Самаркандский Автомобильный Завод» по производству автобусов и грузовиков среднего класса, учредителями которого наряду с «УзАвто» выступают японские компании «Исузу» и «Иточу»,
  • совместное узбекское-германское предприятие «МАН Авто Узбекистан» по производству тяжелых грузовиков и автобусов.
  • между УзАвто и Peugeot Citroen Automobiles подписано соглашение о создании совместного предприятия, согласно которому в городе строится новый завод по производству легких коммерческих автомобилей. Проектом предусмотрено производство разных конфигураций автомобилей Пежо Боксер и Пежо Эксперт по полному циклу.

Создано предприятие UzAuto TRAILER по производству навесной и прицепной техники, а также совместно с российской компанией осуществляется сборка грузовиков Камаз.

По производству авто компонентов, в данной сфере работают около 40 крупных предприятий «УзАвто», большинство из которых являются совместными предприятиями с ведущими мировыми производителями авто компонентов как Korea Delfi, Erae, Sungwoo Hitech, Austem, AMS, KM&I и др.

Кроме того, поставка авто компонентов обеспечивается более 160 малыми и средними независимыми поставщиками.

В частности, совместно с «Дженерал Моторс» и «УзАвто» создано совместное предприятие «ДжиЭмПауэрТрейн Узбекистан» по производству двигателей объемом 1,2 и 1,5 литра. Завод является единственным предприятием в глобальной сети «Дженерал Моторс» где литье алюминиевых изделий, механообработка составных частей и полный цикл сборки и тестирования осуществляются на одном заводе.

 «УзАвто» наряду с производственной деятельностью придает большое значение квалификации и образованию персонала, является основателем образовательных заведений, таких как Туринский политехнический университет в Ташкенте, Академический лицей при университете, а также машиностроительные колледжи в Андижане и в Самарканде.

Ярким примером высокого потенциала предприятий локализации «УзАвто» является поставки автомобильных компонентов на конвейер зарубежных автопроизводителей. Предприятия «УзАвто» поставляют солидный перечень автокомпонентов на конвейеры производителей в 5 континентах мира. Персонал предприятий имеет достаточную квалификацию для обеспечения процессов разработки, освоения, производства и поставки продукции. Внедрение мировых стандартов в управление производством и качеством, наличие ряда международных сертификатов, а также оснащение предприятий необходимым лабораторным испытательным оборудованием позволяет производить продукцию, соответствующую мировому уровню. В предприятиях УзАвто внедрены такие системы как GMS, 5S, Kaizen и др.

Исходя от имеющегося уровня локализации в отрасли, имеются ряд перспективных проектов локализации:

  • Штампосварные детали
  • Пластиковые детали
  • Чугунные детали
  • Мехоброботка тормозных дисков и барабанов
  • Аудиосистема
  • Пластиковые бачки для легковых автомобилей
  • Рулевое колесо
  • Пружины подвески для легковых автомобилей
  • Амортизаторы для легковых автомобилей
  • Свечи зажигания
  • Экструзия для резиновых уплотнителей
  • Переключатели для легковых автомобилей
  • Зеркало заднего вида
  • Роликовые формовки
  • Пластиковые педали
  • Электрические моторчики для легковых автомобилей
  • Рычаги переключения передач
  • Стеклоочистители и механизм стеклоочистителя
  • Ремни безопасности для легковых автомобилей
  • Оси легковых автомобилей
  • Рулевая колонка
  • Рулевой механизм
  • Детали тормозной системы
  • Тормозные колодки
  • Коннекторы и крышки для коннекторов 522 наименований
  • Шланги, трубки  
Инвестиционная привлекательность отрасли

Сравнительная низкая себестоимость узбекской автомобильной продукции:

  • пакет налоговых льгот и мер государственной поддержки по отдельным постановления Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров; (ПП-800 от 21.02.2008 г.;ПП-1020 от 16.12.2008 г. ПП-1736 от 04.04.2012 г. и другие).
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 01.07.2018 г. №ПП-3028 «О мерах по дальнейшему совершенствованию управления и ускоренному развитию автомобильной промышленности на 2017-2021 годы».
  • соглашение о зоне свободной торговли между странами СНГ;
  • наличие сырьевой базы (медь, свинец, металлопрокат, цинк, полипропилен, полиэтилен, каучук и другие);
  • многоуровневая система контроля качества
  • доступная и квалифицированная рабочая сила (Туринский политехнический университет, Туринский Академический лицей в Ташкенте Политехнический колледж в г. Самарканд и Андижанской области);
  • низкая стоимость энергоресурсов;
  • современные производственные предприятие с необходимой инфраструктурой;
  • оптимальные расходы на логистику.

Сравнение производственных затрат

 

Сельскохозяйственное машиностроение

Самой потенциальной отраслью машиностроения, которая имеет все необходимые компоненты для своего развития, является сельскохозяйственное машиностроение.

Общее состояние отрасли

Производство сельскохозяйственной техники для Республики Узбекистан является одной из ключевых стратегических отраслей. Помимо объемов выпуска – около 8 тыс. единиц в 2017 году, из которых около 1,2 тыс. тракторов и 0,3 тыс. комбайнов, в этой отрасли за последние несколько лет удалось достичь важных успехов.

По состоянию на 1 июля 2018 года парк сельскохозяйственной техники в Республике Узбекистан насчитывал 150 486 ед., в том числе 57 822 ед. тракторов, 58 019 ед. навесной техники, 3 608 ед. зерноуборочных комбайнов, 1 224 ед. хлопкоуборочных машин, 1 738 ед. кормоуборочной техники, 28 075 ед. прочей сельскохозяйственной техники.

Из вышеперечисленного количества имеющейся сельскохозяйственной техники,82 921 ед. являются устаревшей со сроком эксплуатации 11 лет и более, в том числе 30 412 ед. тракторов, 28 071 ед. навесной техники, 1 131 ед. зерноуборочных комбайнов, 175 ед. хлопкоуборочных машин, 919 ед. кормоуборочной техники, 19 894 ед. почвообрабатывающей техники, 1 445 ед. техники для внесения различных видов удобрений и защиты растений, 2 473 ед. прочей сельскохозяйственной техники, что создаёт дефицит техники в пиковый сезон проведения агротехнических работ.

Исходя из анализа парка сельхозтехники, сельскохозяйственные производители нуждаются дополнительно в 100 670 ед. техники, из которых 26 139 ед. тракторов, 34 605 ед. навесной и прицепной техники, 1 149 ед. зерноуборочных комбайнов, 3 080 ед. хлопкоуборочных машин, 9 951 ед. кормоуборочной техники, 22 278 ед. почвообрабатывающей техники, 2 968 ед. техники для внесения различных видов удобрений и защиты растений и 500 ед. прочей техники.

При этом 55,1% имеющейся техники морально и физически устарели нуждается в обновлении ускоренными темпами, так как это отражается на повышении продуктивности обрабатываемых земель, росте урожайности сельскохозяйственных культур и, конечно же, увеличении объёмов экспорта плодоовощной продукции.

В Республике Узбекистан созданы производственные мощности различных видов сельскохозяйственной техники ряда национальных и мировых брендов, таких как АО «Ташкентский завод сельскохозяйственной техники», АО «Чирчикский завод сельскохозяйственной техники», АО «Технолог», АО «Агрегатный завод», ООО «Агрихим», АО «Ургенчкорммаш», ООО «Uz CLAAS Agro», ООО «УзКейсМаш», ООО «УзКейсТрактор» OOO «DD-Agrotexmash», «Kuhn», ООО «UzAgrotex Sanoat Invest», ООО «Lemken-Chirchik» и ООО «Амкодор-Агротехмаш», которые производят трактора различной мощности, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, навесную, прицепную, дорожно-строительную и специализированную технику.

За период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года вышеперечисленными предприятиями совокупно произведено более 6 000 ед. техники, на общую сумму 1 449,5 млрд. сум. При этом, темпы роста производства и реализации свидетельствуют о наличии спроса на сельскохозяйственную технику.

Инвестиционная привлекательность отрасли

Во-первых, эта отрасль имеет мощный внутренний спрос. Сельское хозяйство в Узбекистане по объему производимой продукции превышает 20% ВВП, около 30% занятых и является одной из основных отраслей, обеспечивающих устойчивое развитие экономики. В Узбекистане выращивается широкий ассортимент сельскохозяйственной продукции, включая такие технические культуры, как хлопок, масличные культуры (подсолнечник, рапс, сафлор), овощи, плодовые, бахчевые культуры, отдельные виды цитрусовых, кормовые культуры, каждый вид из которых требует не только универсальной сельскохозяйственной техники, но и специальной.

Во-вторых, внешний спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения может поддерживаться, как минимум, за счет соседних государств Центральной Азии, а также Афганистана, которые не имеют своего сельскохозяйственного машиностроения при наличии достаточно развитого сельского хозяйства.

В-третьих, сельскохозяйственное машиностроение в Узбекистане имеет определенную конструкторскую базу, научно-технический потенциал для ее дальнейшего развития.

В-четвертых, налажена система подготовки кадров, способных не только использовать, но также производить и конструировать сельскохозяйственную технику.

Таким образом, налицо цепочка взаимоувязанных отраслей (т.н. кластер), позволяющая относительно быстро создать эффективную на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособную отрасль машиностроения.

Основные направления отрасли

1)  дальнейшее совершенствование законодательной базы, направленной
на поддержку увеличения спроса, доступности обновления парка сельскохозяйственной техники:

  • сохранение существующих льгот для предприятий сельскохозяйственного машиностроения при условии ежегодного увеличения уровня локализации не менее чем на 5 %;
  • разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на введение прогрессивной шкалы утилизационного сбора в отношении сельскохозяйственной техники по истечении 7 лет с даты производства, её повторной (вторичной) реализации, а также направление аккумулированных средств на финансирование пополнения оборотного капитала, осуществление инвестиционных программ предприятий сельскохозяйственного машиностроения и финансирование реализации готовой продукции через специализированные финансовые организации;
  • внедрение экологических норм при импорте готовой продукции;
  • создание нормативно-правовой базы, позволяющей финансировать экспортные продажи через сеть собственных лизинговых компаний в зарубежных странах;

2) создание благоприятных условий для дальнейшего развития отрасли сельскохозяйственного машиностроения, её инвестиционной и коммерческой привлекательности путём организации промышленного технопарка сельскохозяйственной техники с участием частного и иностранного капитала;

3) дальнейшее развитие сервисных и дилерских пунктов;

4) поэтапный переход к системе централизованных закупок комплектующих деталей, сырья и материалов;

5) принятие конкретных мер, направленных на снижение себестоимости за счёт обновления парка оборудования, а также пересмотра норм расходов сырья и материалов, и  внедрения новых энергосберегающих технологий;

6) наращивание объёмов производства и реализации путём представления покупателям льготных процентных ставок по лизингу;

7) повышение уровня квалификации сотрудников отрасли;

8) развитие НИОКР и внедрение в производство новых видов энергосберегающей техники.

Освоение новых видов продукции и усовершенствование существующих видов выпускаемой техники

Дальнейшее развитие НИОКР поможет предприятиям сельскохозяйственного машиностроения освоить новые виды сельскохозяйственной техники.

Научно-исследовательские работы будут направлены на:

  • разработку шлейфа машин исходя из требований к проведению агротехнических мероприятий по выращиванию растительных культур при обработке почвы, посеве и сборе урожая, его транспортировки и т.д.;
  • освоение новых видов высокоэффективной и энергосберегающей техники;
  • создание многофункциональной техники, которая позволит осуществлять
    одновременно до 4 операций по обработке почвы земли, посеву и посадке сельскохозяйственных культур;
  • унификация конструкций сельскохозяйственной техники;
  • разработка конструкции нового отечественного универсально-пропашного трактора с повышенными эргономическими показателями.

Так как вложения в научно-исследовательские разработки занимают достаточно длительное время и значительные финансовые ресурсы, предполагается государственная поддержка в виде субсидирования её развития. Научно-исследовательские работы позволят внедрить в производство технику, адаптированную под климат и почву Республики Узбекистан с учётом требований к агротехническим работам, усовершенствовать процессы производства, освободить от финансовых нагрузок в виде роялти и лицензионных платежей, выплачиваемых иностранным партнёрам.

Инвестиции в углубление локализации выпускаемой продукции

Направление инвестиций на углубление локализации выпускаемой продукции в 2018-2020 годах позволит освоить компонентную базу сельскохозяйственной техники. Кроме того, данные мероприятия позволят развить научно-технический потенциал сотрудников конструкторско-технологического центра в реальных условиях.

За период 2018-2020 годы предполагается освоить производство компонентной базы для углубления локализации сельскохозяйственной техники:

  • оснастки, пресс-форм и штампов;
  • литейное производство металлических изделий и заготовок;
  • тракторных и других видов шестерни трансмиссий;
  • кабин самоходной сельскохозяйственной техники (расширение производства);
  • колёсных дисков;
  • пластиковых и резиновых изделий;
  • метизной группы различных видов;
  • электро-деталей.
Источники финансирования реализации готовой продукции
  • собственные средства покупателей;
  • кредитные средства коммерческих банков;
  • заёмные средства иностранных финансовых институтов;
  • средства международных финансовых источников;
  • средства государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов Республики Узбекистан;
  • средства лизинговых компаний и прочих финансовых институтов;
  • средства, поступающие от уплаты утилизационного сбора.
Источники экспортного финансирования
  • целевые экспортные кредиты отечественных банков, рефинансируемые национальными банками стран ближнего зарубежья;
  • привлечение заёмных средств иностранных банков резидентов стран дальнего зарубежья;
  • средства лизинговых компаний;
  • займы Министерства финансов Республики Узбекистан;
  • средства, поступающие от уплаты утилизационного сбора.
Источники пополнения оборотного капитала
  • собственные средства предприятий;
  • кредиты с процентной ставкой не более 50% ставки рефинансирования;
  • средства, предусмотренные постановлением Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2016 г. № ПП-2658 «О мерах по организации деятельности акционерного общества «Узагротехсаноатхолдинг»;
  • средства, поступающие от уплаты утилизационного сбора.
Источники финансирования инвестиционной деятельности
  • собственные средства предприятий;
  • кредиты с процентной ставкой не более 50% ставки рефинансирования;
  • частные инвестиции;
  • прямые иностранные инвестиции;
  • средства международных финансовых источников;
  • средства, поступающие от уплаты утилизационного сбора.
Стратегические партнеры

Впереди у отечественных предприятий громадные планы, и большая часть из них связана с привлечением стратегических партнеров из-за рубежа. Так, например, российская компания «Ростсельмаш» до конца этого года запустит сборку своей техники на мощностях Чирчикского завода сельскохозяйственной техники.

Первая партия выпущенной в Узбекистане российской техники будет состоять из 20 самоходных кормоуборочных машин трех видов. Стороны также уже приступили к проработке вопроса по совместному освоению сборки очень востребованной в стране техники – пресс-подборщиков. Их производство составит около 200 единиц в год. В целом ежегодная потребность рынка Узбекистана оценивается в 300–400 единиц такой техники.

После полного запуска проекта в Чирчике будет выпускаться несколько сотен сельскохозяйственных машин российского производства в год – порядка семи моделей кормоуборочных комбайнов и самоходных косилок. Кроме того, российская сторона будет постепенно повышать уровень локализации производимой в республике продукции.

Другой интересный проект – Белорусский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт литейного производства БЕЛНИИЛИТ и «Узагротехсаноатхолдинг» реализуют проект по созданию первого в стране автоматизированного литейного производства для сельскохозяйственной техники.

Литейное производство считается одним из важнейших компонентов, который обеспечивает глубокую локализацию, позволяет снижать себестоимость сельхозтехники и производить продукцию с большой добавленной стоимостью. На сегодняшний день БЕЛНИИЛИТ разработал техническую документацию этого проекта, планируется завершить его до конца года.

Кроме того, активно развивается партнерство в части литейного производства с «Узбекистон темир йуллари», которая запустила в 2013 году литейно-механический завод общей стоимостью $150 млн. Он оснащен технологичными линиями немецких компаний и является единственным в регионе, способным производить литейную продукцию для железнодорожного транспорта.

«Узагротехсаноатхолдинг» пригласил представителей итальянской и корейской компаний, которые занимаются выпуском сельскохозяйственной техники, оценить качество и технологию литейно-механического завода, чтобы в дальнейшем использовать его мощности для локализации выпуска части комплектующих в Узбекистане.