×

Авиационная отрасль

Авиационный сектор
В целях проведения единой государственной политики и межотраслевой координации в сфере авиации образован национальный перевозчик Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» (НАК «Узбекистон хаво йуллари») Республики Узбекистан со 100% государственной долей, использующим в целях гражданского воздушного транспорта воздушное пространство Республики Узбекистан, а также осуществляющим международное воздушное сообщение.

Авиакомпания имеет статус объединения, состоящего из структурных единиц, обладающих правами юридических лиц – это:

— Дирекция – выполняет функции организации коммерческой деятельности и координации деятельности предприятий и структурных единиц авиакомпании;

— Летный комплекс (ЛК) – осуществляет пассажирские и грузовые авиаперевозки на регулярной и чартерной основе;

— Центр «Узаэронавигация» – аэронавигационное обслуживание воздушного движения;

— Авиапредприятие «Uzbekistan Airways Technics» (АП «UAT») – ремонт, техническое обслуживание и сопровождение воздушных судов и авиатехники;

— Авиакомпания «Специальные авиационные работы» (АК «САР») – выполняет авиахимработы и прочие работы для народного хозяйства;

— Главное агентство воздушных сообщений» (ГАВС) – бронирование и продажа авиаперевозок;

— Узавиатехснаб – снабжение авиакомпании авиационно-техническим имуществом;

— Учебно-тренировочный центр (УТЦ) – повышение квалификации авиационных специалистов, тренинг;

— Кетринг – обеспечение бортового питания для пассажиров и экипажей;

Основными задачами Авиакомпании являются:

— разработка, координации и реализации политики в области воздушного транспорта на территории Республики Узбекистан;

— удовлетворение спроса на авиаперевозки по республиканским, межгосударственным и международным авиалиниям, связанные с этим услуги, а также на работы с применением авиации в народном хозяйстве и другие виды деятельности в области гражданской авиации.

Авиапарк НАК «Узбекистон хаво йуллари» состоит из современных и комфортабельных самолетов Боинг-757-200, Боинг-767-300ER, Боинг-787-8 «Dreamliner» («Лайнер мечты»), А-320-200, а также грузовых самолетов Боинг-767-300BCF.

В Учебно-тренировочном центре располагается Тренажерный комплекс, где установлены процедурные тренажеры для самолетов Боинг-757, Боинг-767 и А-320 и уникальные full-flight-симуляторы для самолетов А-320, Boeing-767 и Ил-114-100.

На авиаремонтном предприятии «Uzbekistan Airways Technics» расположен уникальный Центр по ремонту и обслуживанию композиционных компонентов самолетов.

Полеты на чартерной основе осуществляются практически по всему миру.

Статистические данные

По состоянию на октябрь 2018г. НАК «Узбекистон хаво йуллари» осуществляет полеты по 86 направлениям на регулярной основе: из них 31 направление в страны дальнего зарубежья, 45 направлений в страны ближнего зарубежья и 10 направлений по республике Узбекистан.

  • В Узбекистане осуществляют деятельность 15 международных авиаперевозчика.
  • Компания имеет 45 представительств за рубежом.
  • В авиационной сфере работают около 15 тысяч сотрудников.
  • На территории Республики функционируют 11 международных аэропортов в нижеследующих городах:

— Андижан

— Бухара

— Карши

— Навои

— Наманган

— Нукус

— Самарканд

— Ташкент

— Термез

— Ургенч

— Фергана

 

В первом квартале 2018 года Национальная авиакомпания выполнила                 5 030 рейсов, перевезла 650,3 тыс. пассажиров – на 87,1 тыс. пассажиров больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Занятость пассажирских кресел составила 77,24%, коммерческая загрузка — 55,84%. Перевезено 8,7 тыс. тонн груза, включая платный багаж и почту. За отчетный период НАК, по сравнению с общими перевозками всех иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты в Узбекистан, перевезла на 242,5 тыс. пассажиров больше, груза — на 6,9 тыс. тонн больше.

Осуществляется целенаправленная деятельность для развития сферы туризма. Национальная авиакомпания 1 февраля текущего года вступила в Ассоциацию независимых туроператоров Великобритании (АIТO), объединяющей в своих рядах около 120 специализированных и независимых туроператоров, что стало важным шагом в укреплении туристических связей между двумя странами и популяризации услуг НАК на британском рынке туриндустрии.

В период весенне-летней навигации для создания удобств туристам компания выполняет рейсы из Парижа, Рима, Милана прямо в Ургенч, а также специальные рейсы из городов Японии Фукуока, Осака и Нарита в Самарканд.

Также были озвучены итоги деятельности аэропортов за первый квартал текущего года, а также планы по их развитию на ближайшую перспективу, в частности, по увеличению количества рейсов, открытию новых направлений, проведению реконструкции в терминалах, на взлетно-посадочных полосах, по предоставлению в частное пользование иностранным инвесторам данные аэропорта.

Профессиональный летный, инженерно-технический и диспетчерский состав, комфортабельные лайнеры, современные аэровокзалы, новые технологии, безопасные полеты, признание и награды – все это сегодня является подтверждением надежности и стабильности узбекской гражданской авиации на мировой арене авиаиндустрии.

Инвестиционная деятельность и перспективы развития

Инвестиционные и инфраструктурные проекты НАК «Узбекистон хаво йуллари» инициируются исходя из задач авиакомпании по обеспечению высокого уровня безопасности полетов, повышению качества обслуживания пассажиров, а также решению текущих и перспективных задач в отрасли гражданской авиации.

В качестве партнеров в проектах авиакомпании участвуют известные мировые производителя авиационной техники и оборудования. В финансировании проектов по обновлению парка участвуют международные финансовые институты, иностранные правительственные финансовые организации и крупные иностранные банки.

Представительства за рубежом активно работают над формированием туристического потока в нашу республику. Совместно с отечественными и зарубежными туристическими компаниями для привлечения «прямых» и транзитных туристов разрабатываются различные комбинированные турпакеты и познавательные краткосрочные туры, в том числе по программе паломнического туризма. Также специалисты авиакомпании совместно с туристическими компаниями Узбекистана принимают участие в презентационных роад-шоу и международных туристических выставках.

 

Авиакомпания реализует инвестиционные и инфраструктурные проекты по двум основным направлениям:

а) обновление парка воздушных судов;

б) развитие наземной инфраструктуры.

 

а) Обновление парка воздушных судов:

В течение последних 10 лет реализовано 5 проектов по обновлению парка воздушных судов, в т.ч.:

— 2 проекта по приобретению 15 самолетов западного производства, в т.ч. 9 самолетов «А-320-200» производства компании «Эйрбас» (ЕС), 4 самолетов «Боинг-767-300ER» и 2 самолетов «Боинг-787-8» производства компании «Боинг» (США);

— 3 проекта по переоборудованию 2 пассажирских самолетов «Боинг-767-300ER» в грузовой вариант, приобретению 1 ед. и ремонту 2 ед. вертолетов Ми-8.

Реализация проектов позволила:

— вывести из эксплуатации самолеты восточного флота (Ил-76, Ту-154, Як-40, Ан-24, Ил-114-100) и низкоэффективные самолеты западного производства (А-310 и RJ-85);

— полностью обновить и унифицировать парк самолетов;

— улучшить топливную эффективность при выполнении рейсов.

Финансирование проектов по обновлению парка воздушных судов осуществлялось за счет собственных средств авиакомпании, кредитов Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан и иностранных банков.

 

б) Развитие наземной инфраструктуры:

В течение последних 10 лет реализовано 26 проектов, направленных
в основном на повышение качества обслуживания пассажиров и обеспечение безопасности полетов.

В рамках данных проектов:

— в 8 аэропортах построены/реконструированы пассажирские терминалы, в 4 аэропортах реконструированы искусственные покрытия;

— построено новое здание Учебно-тренировочного центра
для подготовки и повышения квалификации пилотов с тремя комплексными тренажерами для самолетов «А-320», «Боинг-767» и «Ил-114-100».

Финансирование проектов по развитию инфраструктуры осуществлялось в основном за счет собственных средств авиакомпании,
а также кредитов Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан
и местных банков.