×

Железнодорожная отрасль

О железнодорожной отрасли

Акционерное общество «Узбекистон темир йуллари» образовано 7 ноября 1994 года на базе бывшей Среднеазиатской железной дороги, расположенной на территории Республики Узбекистан. В настоящее время структура компании реформируется коренным образом. Особое внимание уделяется разгосударствлению и приватизации отдельных областей.

Основными направлениями деятельности компании являются:

  • экспедирование и доставка грузов по железной дороге;
  • ремонт и техническое обслуживание железнодорожных вагонов;
  • пассажирские, туристические перевозки;
  • обслуживание, обновление локомотивного и вагонного парка.

Приоритетным направлением для компании является осуществление следующих инвестиционных проектов:

  • усиление каналов связи с применением волоконно-оптических линий;
  • закупка нового подвижного состава (электровозов и вагонов), а также модернизация существующего;
  • строительство новых железнодорожных линий;
  • электрификация железной дороги;
  • реализация проектов капитального ремонта пути, организация выпуска на заводах компании элементов верхнего строения пути, запасных частей и т.д.

На сегодняшний день АО «Узбекистон темир йуллари» имеет несколько десятков проектов, требующих инвестиционной поддержки при осуществлении которых инвесторы будут иметь существенную выгоду.

АО «Узбекистон темир йуллари» с 1993 года является членом Организации содружества железных дорог (ОСЖД). Компания имеет тесные связи с международным союзом железных дорог (МСЖД) и Экономической комиссией ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона (ЭСКАТО). АО «Узбекистон темир йуллари» проводит совместную работу с проектом ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) программы ТАСИС Комиссии Европейского Союза.

Стратегия развития на период 2015-2019 годы

Учитывая, что Республика Узбекистан занимает стратегическое географическое положение в Средней Азии и является центром геополитического развития региона, основные транзитные коридоры, соединяющие Север и Юг, Восток и Запад континента, проходят через территорию Республики Узбекистан. Это является одним из определяющих факторов при планировании развития АО и выявлении вопросов, нуждающихся в дополнительной проработке и оптимизации.

Оптимально сформированная и реализуемая транспортная политика, а также стратегия развития АО, разработанная с учетом потребностей государства и потребителей, согласно ранее подписанным международным соглашениям в сфере железнодорожного транспорта, ориентированная на привлечение инвестиций в данную отрасль и соответственно в экономику государства, непосредственно будет играть одну из основополагающих ролей при обеспечении устойчивой социально-экономической политики государства на перспективу.

При проработке перспективных планов развития АО было тщательно изучено состояние отрасли, на предмет выявления «узких мест», ключевых моментов, нуждающихся в корректировке для дальнейшего социально-экономического развития страны и отрасли:

  • необходимость обновления основных фондов железнодорожного транспорта;
  • наращивание технического и технологического уровня железнодорожной техники;
  • необходимость равномерного развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, увеличение пропускных и провозных способностей железнодорожных линий;
  • необходимость создания условий для привлечения инвестиций в сферу железнодорожного транспорта и роста объемов транзитных грузовых перевозок;
  • необходимость повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта;
  • необходимость увеличения протяженности электрифицированных линий;
  • необходимость строительства новых участков железнодорожных линий для обеспечения удовлетворения потребностей экономики страны в своевременной доставке готовой продукции, сырья и материалов;
  • необходимость увеличения установленных скоростей движений на полигоне республики для повышения привлекательности и комфортабельности железнодорожного транспорта, а также развития сферы туристических услуг;
  • необходимость повышения привлекательности железных дорог страны с привлечением инвестиций для реализации проектов по развитию и созданию новых транспортных коридоров;
  • необходимость проведения исследований и научных разработок для обеспечения динамического развития общества, внедрения инновационных технологий и повышения его технического уровня, расширение сотрудничества в указанной сфере;
  • развитие скоростного и высокоскоростного пассажирских сообщений;
  • формирование согласованной политики в области технического регулирования, безопасности движения и защиты окружающей среды;
  • формирование и развитие рынка транспортных, экспедиторских и других логистических услуг;
  • развитие системы мультимодальных транспортно-логистических центров для развития системы транспортных коридоров;
  • развитие железнодорожных межгосударственных пограничных переходов, повышение их технической оснащенности и совершенствование технологии их работы для оперативной работы;
  • необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, продолжение работы по гармонизации межгосударственных стандартов и работ по системе подтверждения соответствия в области железнодорожного транспорта, объектов инфраструктуры;
  • повышение производительности труда, уровня механизации и автоматизации проводимых работ.

Целью Стратегии развития является формирование и продолжение развития железнодорожной отрасли, как неотъемлемой части экономики Республики Узбекистан, увеличение траспортно-транзитного потенциала страны, создание новых рабочих мест, повышение уровня локализации продукции, ведение скоординированной политики в области транспорта и технического регулирования, а также обеспечение безопасности и повышения уровня комфортабельности и надежности движения поездов, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта.

Основные принципы комплексного развития отрасли
  • железнодорожный транспорт является неотъемлемой частью экономики Республики Узбекистан;
  • планирование развития железнодорожного транспорта должно осуществляться во взаимоувязке с развитием других отраслей экономики;
  • опережающее развитие железнодорожной отрасли является залогом стабильности на перспективу данного сектора экономики страны;
  • привлечение инвестиций и повышение уровня локализации выпускаемой продукции должно быть поддержано и обеспечено со стороны государственного регулирования;
  • проведение дальнейших работ по гармонизации железнодорожного права, политики в области технического регулирования должно вестись совместно с причастными министерствами и ведомствами, на основании поддержки со стороны государства.

На данный момент железнодорожная отрасль должна завершить реализацию ранее запланированных проектов, предусмотреть перспективное, качественное развитие для выхода на более высокий уровень функционирования.

Полученный опыт работы в области строительства и эксплуатации железнодорожной инфраструктуры с участием собственных средств общества и широкого привлечения инвестиций как иностранных, так и Республики Узбекистан, дал возможность выйти на мировой уровень при строительстве и эксплуатации новой железнодорожной линии Хайратон – Мазари-Шариф на территории Исламской Республики Афганистан.

Ведение данной политики и возможное увеличение процента участия иностранных инвесторов должно сопровождаться четко выверенной политикой в области определения сроков и объемов погашения кредитов и условий их выдачи обществу.

Планы по реабилитации железнодорожных линий и строительству новых должны учитывать несколько основных критериев для определения степени приоритетности планируемого к реализации проекта, а именно:

  • линии стратегического назначения (для формирования единой транспортной сети Республики Узбекистан);
  • линии геополитического назначения, для формирования и развития новых и существующих международных транспортных коридоров;
  • линии преимущественно грузового назначения, для обеспечения подходов, развития и оптимизации функционирования, разработки и эксплуатации новых месторождений, промышленных предприятий страны;
  • линии пассажирского назначения, для развития туризма страны, повышения комфортабельности движения и увеличения мобильности населения государства;
  • линии для проведения реабилитации и модернизации, в целях повышения установленных скоростей движения, обеспечения безопасности движения поездов;
  • модернизируемые действующие линии, предназначенные для освоения прогнозных объемов перевозок и организации скоростного пассажирского движения.
Для дальнейшего развития инфраструктуры и подвижного состава компании предусматривается
  • строительство новых железнодорожных линий и реабилитация эксплуатируемых;
  • строительство новых и реконструкция существующих раздельных пунктов;
  • применение современных информационных систем и систем цифровой связи;
  • автоматизация функции управления поездов;
  • расширение функций безопасности станционных систем управления на сортировочных станциях;
  • дальнейшее развитие логистических центров, организация на их базе эффективного взаимодействия с другими видами транспорта;
  • внедрение технологий взаимодействия с клиентами путем расширения использования интерактивных услуг;
  • повышение доли транзитных перевозок грузов за счет качества транспортного обслуживания;
  • использование современных материалов и конструкций;
  • развитие партнерства со странами «пространства 1520»;
  • развитие и внедрение инновационных технологий.
Модернизация существующей материально-технической базы железнодорожного транспорта подразумевает
  • модернизацию подвижного состава с продлением эксплуатационного ресурса и улучшением технико-экономических характеристик;
  • повышение пропускной и провозной способности железнодорожных линий с целью исключения возможности возникновения «узких» мест;
  • обновление подвижного состава и технических средств с истекшими сроками службы на новую технику с высокой производительностью и низкой ремонтоемкостью;
  • внедрение инновационных технологий в области эксплуатации и ремонта объектов железнодорожного транспорта;
  • увеличение средней участковой скорости в грузовом сообщении;
  • снижение удельных энергозатрат на тягу поездов;
  • увеличение маршрутных скоростей пассажирских поездов на основных направлениях.

Реализация вышеуказанных работ обеспечит решение государственных задач в области железнодорожного транспорта.

По итогам реализации будет достигнуто создание единой транспортной сети железных дорог Республики Узбекистан, равномерно развита инфраструктура всех регионов страны, обновлена база подвижного состава, созданы условия для стабильного роста экономики государства.

Реформирование отрасли обеспечит оптимизацию ее структуры и приток инвестиций для модернизации и расширения сети железных дорог.

Современные технологии и технологичность производства обеспечат потребность экономики страны в качественных перевозках.

Повышение скорости и надежности доставки грузов будет способствовать снижению потребностей товаропроизводителей в оборотном капитале и, следовательно, удешевлению производства и сбыта товаров, повышению конкурентоспособности экономики.

В результате реализации вышеуказанных работ будет увеличена мобильность населения. Планируется увеличение полигона скоростного пассажирского сообщения (со скоростью до 160 км/ч и выше).

Предусмотрено развитие кадрового потенциала, повышение производительности и улучшение условий труда работников железнодорожного транспорта, а также повышение безопасности, эффективности, экологичности и экономичности железнодорожного транспорта.

Таким образом, в результате реализации работ будут созданы транспортные условия для обеспечения динамичного развития экономики страны, роста внутреннего валового продукта и промышленного производства.

Политика в области качества АО «Узбекистон темир йуллари»

Политика в области качества АО «Узбекистон темир йуллари» направлена на увеличение количества потребителей железнодорожных  услуг  путем постоянного повышения качества оказываемых услуг, удовлетворения потребностей и  ожиданий клиентов, создания и укрепления устойчивых конкурентных позиций.

Основная деятельность общества направлена на оказание качественных услуг по организации и управлению перевозок железнодорожным транспортом, отвечающих требованиям безопасности, надежности, конкурентоспособности, полностью удовлетворяющим пожеланиям потребителей и отвечающим мировому уровню с учетом нормативных документов регламентирующих деятельность общества.

Для этого  АО «Узбекистон темир йуллари» осуществляет следующую деятельность:

  • проведение исследований и оценка удовлетворенности потребителей оказываемыми услугами по организации железнодорожных перевозок;
  • проведение регулярных мероприятий по повышению качества услуг, безопасности перевозок железнодорожным транспортом, непрерывное совершенствование логистических схем и технологических процессов;
  • внедрение новейших методов и средств управления, технологий и техники, путем минимизации их воздействия на окружающую среду;
  • предложение клиентам дополнительных сервисов, расширение спектра услуг и внедрение новшеств для создания и укрепления устойчивых конкурентных позиций;
  • построение взаимовыгодных отношений с партнерами;
  • реализация инвестиционной политики, направленной на повышение технико-экономической эффективности функционирования общества;
  • привлечение квалифицированных специалистов, изучение и внедрение передового опыта, непрерывное повышение профессиональной подготовки персонала;
  • повышение осведомленности персонала о потребностях и пожеланиях потребителей;
  • обеспечение личной заинтересованности персонала в максимальном результате проводимой деятельности;
  • создание благоприятного климата для работы персонала общества и повышения социально – экономического уровня жизни;
  • обеспечить доступ к открытой информации потенциальным партнерам и клиентам общества через средства массовой информации.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 173 от 19.06.2009 г. «О дополнительных мерах по расширению внедрения на предприятиях республики систем управления качеством соответствующих международным стандартам» в АО“Узбекистон темир йуллари” внедрена система менеджмента качества в соответствии международным стандартом ISO 9001:2008.

В связи с решением международной организации по стандартизации в 15.09.2015г. издана новая версия международного стандарта ISO 9001:2008.

2017 года 27 апреля в АО “Узбекистон темир йуллари” внедрена система менеджмента качества в соответствии с новой версии международного стандарта ISO 9001:2015. Имеется сертификат международного образца.

 

Статистическая информация по итогам работы АО «Узбекистон темир йуллари» за 1-е полугодие 2018 года

Наименование показателей

                       периоды

выполнения 
в %

1 полугодие 
2017г.

1 полугодие 
2018г.

1

Отправление грузов, тыс. тонн

33,11

33,27

100,5

2

Грузооборот,     млрд. т-км

11,59

11,64

100,4

3

Пассажирооборот, млн. пасс-км

2113,20

2127,23

100,7

4

Количество отправленных пассажиров, тыс. чел.

10,89

11,71

107,5

5

Количество перевезенных пассажиров, тыс. чел.

10,71

11,51

107,5

6.

Общее количество сотрудников, тыс. человек

74,40

84,90

114,1

7.

Созданы новые рабочие места

1223

2467

201,7

8.

Доход, млрд. сум

2151,0

3665,4

170,4

 

 

                      периоды

соотношение, 
         в %

1 полугодие
2017 г.

1 полугодие
 2018г.

9.

Эксплутационная длина железных дорог, км

4303,7

4641,9

107,9

10.

в том числе электрифицированных дорог, км 

1353,5

1353,5

124,5

Новые возможности и перспективы

Региональная интеграция, последовательная и согласованная региональная политика открывают для Узбекистана возможности для укрепления связей в области транзитных перевозок и обеспечивают расширение торговли внутри региона, согласование общей нормативной политики, сотрудничество пограничных органов и согласование таможенных процедур.

Стимулом к расширению торговой активности является постепенное развитие целостной качественной региональной инфраструктуры. В настоящее время Узбекистан, к примеру, делает ставку на более технологичный уровень производства и уход от ресурсной зависимости внешней торговли. Так, поставлена задача по налаживанию поставки на экспорт уже переработанной хлопковой пряжи и готовой текстильной продукции. Этот более ориентированный на развитие метод реализации внутренних ресурсов принесет стране больше прибыли, нежели сырьевая торговля.

Наша страна предпринимает эффективные меры по обеспечению экономического развития и роста, несмотря на имеющиеся ограничения во внешней торговле. Свыше десяти лет подряд темпы роста экономики стабильно держатся на отметке восемь процентов. Задействуются все имеющиеся возможности для увеличения объемов экспорта. Большое значение придается региональному сотрудничеству, развитию взаимной торговли.

Практическим шагом на пути к формированию эффективной инфраструктуры стало создание на территории регионов республики свободно-экономических зон. Так, в СЭЗ «Навои» международный интермодальный центр логистики, образованный на базе аэропорта «Навои», является одним из крупнейших и наиболее высокотехнологичных авиагрузовых комплексов региона. Сегодня он соединяет Узбекистан с основными логистическими центрами Евразии — Франкфуртом, Миланом, Брюсселем, Веной, Осло, Базелем, Сарагосой, Дубаем, Дели, Тегераном, Инчоном, Тяньцзинь, Ханоем и Шанхаем.

В июне прошлого года был реализован крупнейший проект узбекско-китайского сотрудничества — запуск электрифицированной железнодорожной линии Ангрен — Пап и тоннеля Камчик. Как отмечалось на церемонии открытия, это великое достижение узбекско-китайского взаимодействия в области создания экономического проекта Шелкового пути, новый стимул для развития дружбы и сотрудничества между нашими народами. Строительством дороги, по сути, завершено формирование единой целостной системы железнодорожного сообщения Узбекистана. Линия Ангрен — Пап обеспечит перевозку более десяти миллионов тонн грузов с сокращением времени и расходов на перевозку в несколько раз, что будет способствовать устойчивому развитию экономики Узбекистана. Ввод в эксплуатацию этой железнодорожной линии кардинально повышает транзитное значение Узбекистана, и в перспективе она может стать ключевым элементом важнейших международных транспортных коридоров, частью одного из проектов «Экономического пояса Шелкового пути».

«Развитие дорожно-транспортного сообщения — одно из важных направлений экономического проекта Шелкового пути — является приоритетом нашего двустороннего сотрудничества, — сказал тогда Председатель КНР Си Цзиньпин. — Мы придаем большое значение Узбекистану как региональному транспортному узлу и заинтересованы в наращивании сотрудничества с узбекскими партнерами в этой области, непрерывном укреплении инфраструктурных взаимосвязей в регионе, чтобы создать наилучшие условия для развития обеих стран».

Во время государственного визита 6—7 марта 2017 года в Туркменистан Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписали Совместное заявление, в котором главы государств высоко оценили открытие автомобильного и железнодорожного мостов Туркменабад — Фараб. Их использование позволит повысить транзитный потенциал двух стран и создаст благоприятные условия для кратного увеличения объемов перевозки грузов транзитом через Туркменистан и далее Транскавказский транспортный коридор в страны Южной и Центральной Европы, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии.

Особо отмечена важность практической реализации договоренностей по развитию международного транспортного коридора Узбекистан — Туркменистан — Иран — Оман, который в равной степени отвечает экономическим интересам всех государств-участников.

Стороны подчеркнули значимость проведенного 1—2 марта 2017 года в Ташкенте первого заседания Рабочего комитета по реализации Соглашения о создании данного транспортного и транзитного коридора. Благоприятные условия и предоставленные взаимные преференции на транзит внешнеторговых грузов по территориям двух стран в 2017 году позволят обеспечить эффективную загрузку транспортных коммуникаций и инфраструктуры, а также придадут возможность формировать ясные и четкие перспективы для предприятий в обеспечении дальнейшего наращивания перевозок и привлечения дополнительных объемов грузов.

С целью повышения конкурентоспособности и привлекательности международных транспортных маршрутов, пролегающих через территории двух стран, стороны согласились продолжить системное взаимовыгодное сотрудничество, направленное на дальнейшую оптимизацию тарифов и предоставление преференциальных условий при транзитных перевозках внешнеторговых грузов.

22—23 марта Президент Шавкат Мирзиёев побывал с государственным визитом в Казахстане, где также в ходе переговоров подписана Совместная декларация о дальнейшем углублении стратегического партнерства и укреплении добрососедства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан. В ней подчеркивается приоритетный характер двустороннего сотрудничества в сфере транспорта и развития транзитных коридоров, обеспечивающих кратчайший и эффективный выход на внешний рынок.

Стороны отметили, что установление железнодорожными администрациями двух стран взаимных преференций и дополнительных скидок на осуществление транзитных перевозок внешнеторговых грузов по своим территориям позволит кардинально расширить сотрудничество в данной сфере и привлечь значительные объемы транзитных грузов. Отмечается заинтересованность в скорейшей реализации проекта реконструкции автомобильной дороги Бейнеу — Акжигит — граница Узбекистана, а также других совместных проектов, обеспечивающих альтернативный доступ стран региона к международным морским коммуникациям и перспективным рынкам.

На встрече глав государств особо отмечалось, что сфера транспортных коммуникаций — одно из приоритетных направлений развития партнерства.  Взаимно интегрированы автомобильные и железные дороги наших стран. Эта важная транспортно-коммуникационная сеть также выполняет транзитную функцию для третьих государств. Открытие проходящей по территории Мактааральского района Казахстана автомобильной дороги, связывающей Ташкент и Самарканд, пуск скоростного поезда Ташкент — Алматы и автобусных маршрутов между городами двух стран еще больше усилят транспортные связи между нашими странами, послужат развитию межрегиональных контактов, торговли и туризма.

Определенная Стратегия действий Узбекистана подтверждает намерение последовательно продолжать создание и развитие государственных и региональных платформ для обеспечения устойчивого роста экономики. Без выхода к морю освоение альтернативных путей интеграции является для нашей страны важнейшей задачей, определяющей будущее Узбекистана.

Известно, что Узбекистан был знаменит с древних времён, как государство, расположенное на Великом шёлковом пути, соединяющие Запад и Восток. На сегодняшний день этот древний путь продолжает существовать в новом виде, связывая народы. В настоящее время модернизация экономики страны и обновление, формирование качественно новых структур, комплексное развитие регионов связано с улучшением транспортно-коммуникационной системы.

 

Схема железных дорог Республики Узбекистан