×

Текстильная промышленность

Об отрасли

Узбекистан, 6-й по величине производитель хлопка, был 3-м по величине экспортером хлопка, однако за последние годы сокращает экспорт хлопка-сырца, делая упор на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью.

Легкая промышленность является стратегической отраслью для экономики Узбекистана, обеспечивающей высокий уровень занятости населения, вклад в экономический и промышленный потенциал и международный авторитет нашего государства. Уникальное геополитическое положение Узбекистана позволяет находиться в непосредственном экономическом диалоге со многими странами и осуществлять взаимовыгодное деловое сотрудничество как со странами Европы, так и со странами Азии.

Легкая промышленность с каждым годом набирает темпы развития. Внедрение новых производственных технологий, использование высокопроизводительного, современного оборудования, в сочетании с эффективным управлением обеспечивает на предприятиях отрасли высокую производительность труда, рост объемов промышленного производства. Республика, долгое время экспортировавшая только хлопковое волокно, сегодня имеет неограниченные возможности для завоевания ведущих позиций на мировом текстильном рынке, не только как поставщик хлопкового волокна, но и как экспортёр текстильной продукции, особенно готовых изделий.

Легкая промышленность Узбекистана является одной из ведущих и динамично развивающих отраслей. По данным Госкомстата, в 2017 году в общем промышленном объеме страны отрасль занимала около 30%, ее доля в ВВП составила около 4%, а в объеме производства непродовольственных потребительских товаров – свыше 44%. Ежегодный рост объемов производства отрасли за последние годы составил примерно 18%, а экспорта – 10%.

Узбекистан является одним из крупнейших в мире производителей натуральных текстильных волокон, х/б пряжи и трикотажа. В республике насчитывается более 7000 текстильных предприятий, годовая мощность которых составляет:

Указом Президента Республики Узбекистан от 14.12.2017г. № УП-5285 предусмотрена ликвидация АО «Узбекенгилсаноат» и создание Ассоциации «Узтекстильпром». Эти реформы и правильно выбранная стратегия и грамотный менеджмент Ассоциации «Узтекстильпром» позволили отечественным текстильным компаниям продемонстрировать положительную динамику роста. На сегодняшний день Ассоциация объединяет в своём составе более 1400 крупных производителей на рынке текстиля в Узбекистане, на которые приходится существенная часть производства продукции легкой промышленности, в частности, переработка 706 тыс.тонн хлопкового волокна и выпуск 510 млн. кв. метров тканей различного ассортимента, в том числе:

  • трикотажного полотна – 89 предприятий;
  • готовых трикотажных изделий – 495 предприятий;
  • швейных изделий – 354 предприятия;
  • чулочно-носочных изделий – 54 предприятия;
  • текстильной галантереи – 20 предприятий.

При этом 156 текстильных компаний создано с участием иностранных инвесторов, из таких стран, как Южная Корея, Индия, Сингапур, Германия, Швейцария, Италия, Япония, США и другие.

Предприятия Ассоциации также производят и другие изделия широкой номенклатуры и ассортимента специфического профиля, в том числе производят товары медицинского назначения, нетканые материалы, удовлетворяя потребность в ватной продукции, специальной рабочей одежде, махровых изделиях, а также обеспечивают разработку и внедрение в производство продукции нового поколения – новых инновационных продуктов.

Наибольший прирост добавленной стоимости в цепочке производства текстильной отрасли из хлопка имеется в сфере пошива готовых трикотажных и швейных изделий.

Исходя из важного значения текстильной отрасли для экономического развития страны, в Узбекистане реализуется Программа мер по дальнейшему развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности на 2017-2019 годы. Согласно Программе, к 2020 году выпуск хлопчатобумажной пряжи планируется увеличить в 2,5 раза, готовых тканей – в 2,8 раза, шелковых тканей – в 2,7 раза, нетканых материалов – в 1,5 раза, трикотажного полотна – в 2,7 раза. Планируется увеличение выпуска швейных изделий в 3,2 раза, трикотажных изделий в 2,1 раза, производство шелка-сырца в 2,1 раза. Если объем производства тканей в 2011 году составил 85,63 млн. кв. метров, то в 2020 году этот показатель превысит 459,2 млн. кв. метров, обеспечив рост объема производства в 5,4 раза.

Экспорт

За 2017 год было экспортировано текстильной продукции на сумму почти $1,2 млрд. долл. США. И это при том, что в условиях кризиса цены на сырье и основные виды текстильной продукции значительно упали.

Основными странами экспорта текстильной продукции являются Россия (36,8%), Турция (18,8%), Китай (16,2%), страны Евросоюза (15,3%), Южная Корея (5%).

Номенклатура экспорта текстильной продукции составляет:

  • хлопчатобумажная пряжа – 67,2%;
  • хлопчатобумажные ткани – 7,3%;
  • хлопчатобумажные трикотажные полотна – 6,2%;
  • готовые швейные трикотажные изделия – 17,4%;
  • прочая текстильная продукция – 6,4%.

Удельный вес переработки хлопкового волокна внутриреспубликанскими потребителями достиг до 50% от объема производства.

Введены в эксплуатацию современные текстильные предприятия, включающие красильное, отделочное, вязальное и швейные производства.

В результате низкого уровня переработки сырья экспорт текстильной продукции Узбекистана незначителен. Если в 2016 г. объем экспорта текстильной продукции республики составлял 1 млрд. 146,5 млн. долл. США, то Китай экспортировал текстиля на 104,6 млрд. долл. США, Турция — на 10,9 млрд. долл., Индия — на 16,2 млрд. долл., Бангладеш — на 1,76 млрд. долл., Пакистан — на 7,68 млрд. долларов. За 2012-2016 гг. прирост экспорта текстильной отрасли (без учета хлопкового волокна) составил 132,5%. Доля экспорта в общем объеме товарной продукции в 2016 г. составила 40%. В результате, несмотря на то, что доля Узбекистана в мировом производстве хлопка-волокна составляет 3,6%, его доля в мировом производстве тканей и полотна, готовых трикотажных и швейных изделий значительно ниже.

Причины инвестировать
  • Легкодоступный рынок, который будет расти в будущем с развитием сети организованной розничной торговли, благоприятными демографическими показателями, ростом уровня доходов и изменением предпочтений к качеству фирменных продуктов.
  • Преференции и льготы для производителей, включая освобождение от налоговых и таможенных платежей на срок до 10 лет, в зависимости от объема инвестиций.
  • Приватизация и аренда государственного имущества на льготных условиях и по низким ценам для иностранных инвесторов, с обязательством инвестирования средств.
  • Обилие и доступность сырья для производства, такого как хлопок, шерсть, шелк, джут и искусственные волокна.
  • Сравнительные преимущества с точки зрения квалифицированной рабочей силы и себестоимости продукции по основным производителям текстиля по всему миру.
  • Политика государства, направленная на защиту вложений инвесторов и прав на частную собственность.
  • Наличие всей цепочки создания стоимости для текстильной продукции, начиная с производства натуральных волокон и заканчивая производством пряжи, ткани и одежды в стране, что создает преимущество перед такими странами, как Вьетнам, Бангладеш и т.д.
  • Наличие секторов традиционного мастерства, т.е. ткацкий станок и ремесла.
Инвестиции

За 20 лет в текстильную отрасль, в рамках реализации 180 инвестиционных проектов, было привлечено около $2,5 млрд. долл. США, в том числе за последние 3 года – 575,3 млн. долл. Свыше 80% привлеченных иностранных инвестиций приходятся на долю таких стран, как Южная Корея, Швейцария, Сингапур, Великобритания, Германия, Индия и Турция.

Возросли показатели технической оснащенности производственных помещений. Введено в действие более 1,6 млн прядильных веретен, 100 тыс. камер, что составило 89,3% от имеющегося парка технологического оборудования.

Политика ПИИ

Направления

  • осуществление постоянного технического и технологического переоснащения действующих и создание новых высокотехнологичных производств, в том числе за счет привлечения прямых иностранных инвестиций;
  • создание условий для повышения уровня переработки хлопкового волокна;
  • расширение выпуска конкурентоспособной готовой продукции, насыщение внутреннего рынка готовой продукцией;
  • повышение экспортного потенциала отрасли, создание новых рабочих мест, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров;
  • восстановление производства текстильного машиностроения;
  • создание дополнительных мощностей в производстве джинсовых, махровых тканей и изделий, чулочно-носочной продукции, технического текстиля.
Какие льготы и преференции предоставлены для предприятий с иностранными инвестициями

Для стимулирования и увеличения производства продукции на экспорт в республике создана целостная система налоговых льгот и преференций для предприятий-экспортеров.

Например, не подлежит обложению акцизным налогом реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Оборот по реализации товаров (за исключением драгоценных металлов) на экспорт за иностранную валюту облагается НДС по нулевой ставке.

Для предприятий-экспортеров (за исключением реализации сырьевых товаров) ставки налога на прибыль и имущество снижаются в зависимости от доли экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за СКВ в общем объеме реализации: при доле экспорта от 15 до 30%  – на 30%; при доле экспорта от 30 и более процентов – на 50%. В таких же объемах снижается ставка единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий. Кроме этого микрофирмы и малые предприятия освобождены от обязательной продажи 50% валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства. Это позволяет направить валютные средства, оставшиеся в распоряжении предприятий, на укрепление и эффективное развитие своего производства.

Дополнительным импульсом в развитии экспортного потенциала текстильной отрасли стала норма, согласно которой до 1 января 2016 года предприятия текстильной промышленности республики, реализующие 80 и более процентов объема своей продукции, в т.ч. полуфабрикаты (пряжу, ткани, трикотажное полотно и отходы хлопкопрядения) за СКВ, освобождены от уплаты налога на имущество.

Еще одним дополнительным стимулом для участия предприятий в экспорте стала отмена экспортных таможенных пошлин на все виды товаров (работ, услуг) и лицензирование экспорта товаров (работ, услуг) за исключением специфических.

С августа 2011 года утверждены новые ставки сборов за таможенное оформление, уплачиваемых при экспорте товаров, которые снижены в среднем не менее чем в 2 раза против действующих до того времени.

Большое внимание уделяется и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим экспортно-импортные операции. В частности, п. 9 Указа Президента Республики Узбекистан от 10 января 2012 года за №УП-4434 им предоставлен ряд льгот и преференций.

Так, предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно осуществляют экспортно-импортные операции с соблюдением требований законодательства Республики Узбекистан. К тому же экспорт продукции собственного производства не подлежит лицензированию и квотированию. Также, эта категория хозяйствующих субъектов вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных производственных нужд, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Налоговым кодексом Республики Узбекистан и Указом Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года N УП-3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» определен порядок применения льгот по налогам и обязательным отчислениям в Республиканский дорожный фонд для предприятий, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, предприятия, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции, специализирующиеся на производстве продукции в отраслях экономики по утвержденному перечню, освобождаются от уплаты: налога на прибыль юридических лиц; налога на имущество; налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры; единого налогового платежа; обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.

К предприятиям, специализирующимся на производстве продукции в отраслях экономики по утвержденному перечню относятся предприятия, у которых доля выручки от производства продукции в отраслях экономики по утвержденному перечню в общем объеме реализации составляет не менее 60% по итогам отчетного года. Льготы распространяются в целом на предприятия, специализированные на производстве продукции в отраслях экономики по утвержденному перечню.

Налоговые льготы:

а) предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций, равном (эквивалентном):

  • от 300 тыс долларов США до 3 млн долларов США включительно – сроком на 3 года;
  • свыше 3 млн долларов США до 10 млн долларов США включительно – сроком на 5 лет;
  • свыше 10 млн долларов США – сроком на 7 лет;

б) применяются при следующих условиях:

  • размещение предприятий во всех городах и сельских населенных пунктах республики, за исключением г. Ташкента и Ташкентской области;
  • осуществление иностранными инвесторами частных прямых иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан;
  • обеспечение доли иностранных участников в уставном капитале предприятия не менее 33 процентов;
  • вложение иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования;
  • направление не менее 50 процентов дохода, полученного в результате предоставления указанных льгот в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия;

в) действуют в течение всего срока, на который они предоставлены, при ухудшении условий инвестирования последующим законодательством.

Предприятия, соответствующие установленным критериям для предоставления льгот, освобождаются от уплаты налогов и обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд с даты государственной регистрации. В случае если предприятие отвечает установленным критериям для предоставления льгот в последующие периоды после создания (государственной регистрации), оно имеет право на применение льгот с даты возникновения обстоятельств, подтверждающих соответствие данного предприятия установленным критериям для предоставления льгот. При этом отсчет срока пользования льготами начинается с даты возникновения обстоятельств, подтверждающих соответствие данного предприятия установленным критериям для предоставления льгот, но не более семи лет с даты начала применения льгот.

Право на льготы предоставляется только предприятиям, сформировавшим уставные капиталы (фонды) в установленные законодательством сроки. При этом предприятие имеет право на применение льгот в период, в течение которого в соответствии с законодательством оно должно сформировать свой уставный капитал (фонд).

Не менее 50 процентов дохода, полученного в результате предоставления льгот по налогам и обязательным отчислениям в Республиканский дорожный фонд, в течение срока их применения направляются на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия. При этом под реинвестированием понимается направление дохода, полученного в результате предоставленных льгот, на развитие предприятия без распределения его между учредителями. Под доходом, полученным в результате предоставленных льгот, понимается экономическая выгода (увеличение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия) за счет высвобождения средств в результате освобождения от налогообложения.

При этом в случае, если на предприятии, использующем льготы, в период применения льгот, доля иностранного инвестора снижается ниже 33 процентов в уставном фонде предприятия, при неуменьшении суммы внесенных прямых частных инвестиций, а также соответствии иным требованиям, установленным в настоящем Положении, действие льгот для таких предприятий сохраняется.

В случае принятия иностранным инвестором решения о репатриации прибыли и вывозе капитала в течение срока действия льгот, репатриация прибыли и вывоз капитала иностранным инвестором осуществляется только после возмещения в бюджет суммы льгот, предоставленных за период, предшествующий репатриации прибыли и вывозу капитала иностранным инвестором.

Инвестиционные возможности
  • Производство рубашек (шерстяные ткани; крашеная и готовая продукция; готовая одежда);
  • Производство джинсовых изделий (пневматическая пряжа; джинсовая ткань; джинсовые изделия);
  • Производство махровых изделий (кардная пряжа; махровые ткани; крашеная и готовая продукция; махровые изделия).
Иностранные инвесторы

Оборудование ткацкого производства

  • «Dornier» (Германия),
  • «Somet», «Vimatex» (Италия),
  • «Pikanol» (Бельгия),
  • «Sulzer» (Швейцария),
  • «Toyota», «Tsudakoma» (Япония) и другие;

Оборудование прядильного производства

  • «Rieter» (Швейцария),
  • «Shlafhorst», «Truchler» (Германия),
  • «Savio» (Италия),
  • «Saurer» (Германия),
  • «Toyota», «Howa», «Murata» (Япония),
  • «FA-225», «FA-0013», «FA-515», «FA-517» (Китай) и другие;

Оборудование вязального производства

  • «Orizio» (Италия),
  • «Terrot», «Mayer&Cie» (Германия),
  • «Pai Lung» (Тайвань),
  • «Kauo Heng» (Китай),
  • «SanYoung» (Корея) и другие;

 Оборудование швейного производства 

  • «Pffaf» (Германия),
  • «Rimoldi», «Orizio» (Италия),
  • «Eagle», «Gerber» (Турция),
  • «Oshima», «Juki», «Brother», «Yamato» (Япония),
  • «Siruba» (Тайвань),
  • «Sunstar» (Южная Корея);

Лабораторное оборудование

  • «MESDAN» (Италия),
  • USTER (Швейцария).
Перспективы

Постановление, вышедшим в конце 2016 года, отразило намерение правительства страны по усилению политики привлечения иностранных инвесторов в текстильную промышленность и открыл большие возможности для экспорта. С 1 января 2017 года:

— отменяется обязательная продажа уполномоченным банкам части выручки от экспорта непродовольственных потребительских товаров;

— текстильные предприятия освобождаются от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за ввозимое технологическое оборудование и комплектующие изделия, не производимые на территории РУз. Это даст огромное подспорье для модернизации производственного оснащения;

— производители текстильной продукции освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и единого налогового платежа микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. Планируется, что сэкономленные средства будут также направлены на улучшение технологического оснащения предприятий текстильной промышленности;

— будут оказаны маркетинговые, информационные и консалтинговые услуги предприятиям легкой промышленности, включая малый бизнес и частное предпринимательство. Другими словами, можно будет ожидать поддержку в организации рекламных мероприятий, представления экспортного потенциала на международных выставках и в печатных изданиях.

— планируется продвижение продукции предприятий легкой промышленности по прямым контрактам через торговые дома за рубежом.

Меры, направленные на развитие текстильной промышленности, должны помочь повысить уровень развития отрасли, конкурентоспособность отечественного текстиля на мировом рынке и, следовательно, улучшить экономическое положение страны.

Гарантии и меры по защите иностранных инвесторов
  • Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. № 611-I «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»