×

Textile industry

About the industry

Uzbekistan, the 6th largest cotton producer, was the 3rd largest exporter of cotton, but in recent years has been reducing the export of raw cotton, focusing on the export of high value-added products.

Light industry is a strategic sector for the economy of Uzbekistan, providing a high level employment of the population, contribution to the economic and industrial potential and the international prestige of the state. The unique geopolitical position of Uzbekistan makes it possible to be in direct economic dialogue with many countries and to pursue mutually beneficial business cooperation with both the countries of Europe and Asia.

Light industry is developing year by year. Introduction of new production technologies, the use of high-performance, modern equipment, combined with efficient management, ensures high productivity of labor at enterprises in the industry, and an increase in industrial production. The Republic, which has long exported only cotton fiber, today has unlimited opportunities for gaining leading position in the global textile market, not only as a supplier of cotton fiber, but also as an exporter of textile products, especially finished products.

Light industry of Uzbekistan is one of the leading and dynamically developing industries. According to the State Statistics Committee, in 2017 the industry accounted for about 30% in the total industrial volume of the country, its share in GDP was about 4%, and in the production of non-food consumer goods – more than 44%. The annual growth in the industry’s output in recent years has amounted to about 18%, and exports – 10%.

Uzbekistan is one of the world’s largest producers of natural textile fibers, cotton yarn and knitwear. In the republic there are more than 7,000 textile enterprises, the annual capacity of which is:

The Decree of the President of the Republic of Uzbekistan of 14.12.2017. No. DP-5285 provides for liquidation of JSC “Uzbekyengilsanoat” and creation of “Uztuqimachiliksanoat” (Uzbekistan Textile Industry) Association. These reforms and the correctly chosen strategy and competent management of “Uztuqimachiliksanoat” Association allowed domestic textile companies to demonstrate positive growth dynamics. Today, the Association unites over 1,400 major manufacturers in the textile market in Uzbekistan, which account for a substantial part of light industry production, in particular, the processing of 706 thousand tons of cotton fiber and production of 510 million square meters of fabrics of various assortment, including:

  • knitted fabric – 89 enterprises;
  • finished knitwear – 495 enterprises;
  • garments – 354 enterprises;
  • hosiery – 54 enterprises;
  • textile haberdashery – 20 enterprises.

At the same time, 156 textile companies were created with participation of foreign investors from such countries as South Korea, India, Singapore, Germany, Switzerland, Italy, Japan, the USA and others.

Association enterprises also produce other products of a wide range and specific profiles, including medical products, nonwovens, satisfying the need for wadded products, special working clothes, terry products, as well as ensure the development and introduction of new generation products into production – new innovative products.

The largest increment of value added in the chain of production of the textile industry from cotton is in the sphere of sewing knitwear and garments.

Based on the importance of the textile industry for the economic development of the country, Uzbekistan is implementing a Program of measures for further development of the textile, garment and knitwear industry for 2017-2019. According to the Program, by 2020 the production of cotton yarn is planned to increase by 2.5 times, finished fabrics – by 2.8 times, silk fabrics – by 2.7 times, nonwoven materials – by 1.5 times, knitted fabric – by 2, 7 times. It is planned to increase the output of garments by 3.2 times, knitwear by 2.1 times, production of raw silk by 2.1 times. If the volume of fabrics production in 2011 amounted to 85.63 million square meters, in 2020 this figure will exceed 459.2 million square meters, ensuring a growth in production by 5.4 times.

Export

In 2017, textiles worth almost $1.2 billion were exported. And this is despite the fact that during the crisis, prices for raw materials and main types of textile products fell significantly.

The main countries of textile exports are Russia (36.8%), Turkey (18.8%), China (16.2%), EU countries (15.3%), South Korea (5%).

The nomenclature of textile exports is:

  • cotton yarn – 67.2%;
  • cotton fabrics – 7.3%;
  • cotton knitted fabrics – 6.2%;
  • ready-made garment knitwear – 17.4%;
  • other textile products – 6.4%.

The share of cotton fiber processing by domestic consumers reached up to 50% of the production volume.

Modern textile enterprises have been commissioned, including dyeing, finishing, knitting and sewing production.

As a result of low level of raw material processing, the export of textile products in Uzbekistan is insignificant. If in 2016 the volume of export of textile products of the republic was 1 billion 146.5 million USD, then China exported textiles for 104.6 billion USD, Turkey – for 10.9 billion dollars, India – by 16.2 billion dollars, Bangladesh – by 1.76 billion dollars, Pakistan – by 7.68 billion dollars. For 2012-2016 export growth in the textile industry (excluding cotton fiber) amounted to 132.5%. The share of exports in the total volume of commodity products in 2016 amounted to 40%. As a result, despite the fact that the share of Uzbekistan in the global production of cotton fiber is 3.6%, its share in the global production of fabrics, finished knitwear and garments is much lower.

Reasons to invest
  • An easily accessible market that will grow in the future with development of an organized retail chain, favorable demographic indicators, rising income levels and a change in preferences for the quality of brand products.
  • Preferences and incentives for manufacturers, including exemption from tax and customs payments for up to 10 years, depending on the amount of investment.
  • Privatization and lease of state property on favorable terms and at low prices for foreign investors, with the obligation to invest funds.
  • Abundance and availability of raw materials for production, such as cotton, wool, silk, jute and artificial fibers.
  • Comparative advantages in terms of skilled labor and production costs on major textile manufacturers around the world.
  • State policy aimed at protecting investors’ investments and private property rights.
  • The presence of the entire value chain for textile products, starting with the production of natural fibers and ending with production of yarn, fabric and clothing in the country, which creates an advantage over countries such as Vietnam, Bangladesh, etc.
  • Presence of sectors of traditional craftsmanship, i.e. loom and crafts.
Investments

For 20 years, within the framework of implementation of 180 investment projects, about $2.5 billion USD were attracted in the textile industry, including over the last 3 years – 575.3 million dollars. Over 80% of attracted foreign investments accounted for countries such as South Korea, Switzerland, Singapore, United Kingdom, Germany, India and Turkey.

Indicators of technical equipment of industrial premises increased. More than 1.6 million spinning spindles were put into operation, 100 thousand chambers, which accounted for 89.3% of the existing park of technological equipment.

FDI policy

Directions

  • implementation of continuous technical and technological re-equipment of existing and creation of new high-tech industries, including through attracting foreign direct investment;
  • creating conditions for increasing the level of processing cotton fiber;
  • expansion of competitive finished products, saturation of the domestic market with finished products;
  • increasing the export potential of the industry, creating new jobs, improving the system of training and retraining of personnel;
  • restoration of textile machinery production;
  • creation of additional capacities in the production of denim, terry fabrics, hosiery products, technical textiles.
What privileges and preferences are provided for enterprises with foreign investments

For stimulating and increasing production for export in the republic, an integral system of tax benefits and preferences for enterprises-exporters has been created.

For example, the sale of excisable goods for export by their producers is not subject to excise tax, with the exception of certain types of excisable goods determined by the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan.

Turnover on the sale of goods (excluding precious metals) for export for foreign currency is subject to zero-rate VAT.

For exporting enterprises (excluding the sale of commodities) the tax rates on profits and property decrease depending on the share of exports of goods (works, services) of own production for FCC in total sales: with a share of exports from 15 to 30% – by 30%; with a share of exports of 30 percent or more – by 50%. In the same volumes, the single tax rate for micro firms and small enterprises is reduced. In addition, micro firms and small enterprises are exempt from the mandatory sale of 50% of foreign exchange earnings from the export of goods (works, services) of their own production. This allows directing foreign exchange funds remaining at the disposal of enterprises to strengthen and effectively develop their production.

An additional impetus in development of the export potential of the textile industry became the norm, according to which, until January 1, 2016, the textile enterprises of the republic that sell 80 percent or more of their products, including semi-finished products (yarn, fabrics, knitted fabric and cotton spinning waste) for FCC are exempt from property tax.

Another additional incentive for enterprises to participate in exports became the cancellation of export customs duties on all types of goods (works, services) and the licensing of exports of goods (works, services) with the exception of specific ones.

Since August 2011, new customs clearance rates have been approved for the export of goods, which have been reduced by at least 2 times on average against those existing before that time.

Much attention is paid to enterprises with foreign investments engaged in export-import operations. In particular, paragraph 9 of the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan of January 10, 2012 for No. DP-4434, they were granted a number of benefits and preferences.

Thus, enterprises with foreign investments independently carry out export-import operations in compliance with the requirements of the legislation of the Republic of Uzbekistan. Moreover, the export of products of own production is not subject to licensing and quoting. As well as, this category of business entities has the right to import products without a license for their own production needs, in accordance with the legislation of the Republic of Uzbekistan.

The Tax Code of the Republic of Uzbekistan and Decree of the President of the Republic of Uzbekistan of April 11, 2005 No. DP-3594 “On additional measures of promoting attraction of direct private foreign investment” established the procedure for applying tax concessions and mandatory contributions to the Republican road fund for enterprises attracting private foreign investments.

In accordance with the Tax Code of the Republic of Uzbekistan, enterprises that attract foreign direct private investment, specializing in manufacturing products in sectors of the economy according to the approved list, are exempt from: income tax on legal entities; property tax; tax on improvement and development of social infrastructure; single tax payment; mandatory contributions to the Republican road fund.

According to the approved list, enterprises specializing in the production of industries in economy include enterprises whose share of proceeds from production in sectors of the economy according to the approved list in the total sales volume amounts at least 60% for the reporting year. Benefits apply in general to enterprises specialized in manufacturing products in sectors of the economy according to the approved list.

Tax benefits:

a) are provided when the volume of private foreign direct investment is equal to (equivalent):

  • from 300 thousand USD to 3 million USD inclusive – for a period of 3 years;
  • over 3 million USD up to 10 million USD inclusive – for a period of 5 years;
  • over 10 million USD – for a period of 7 years;

    b) apply under the following conditions:

  • location of enterprises in all cities and rural settlements of the republic, except for the city of Tashkent and Tashkent region;
  • implementation by foreign investors of private direct foreign investments without provision of a guarantee to the Republic of Uzbekistan;
  • ensuring the share of foreign participants in the authorized capital of the company at least 33 percent;
  • foreign investment in the form of freely convertible currencies or new modern technological equipment;
  • direction of not less than 50 percent of income received as a result of provision of these benefits during the period of their use, to reinvest with the aim of further development of the enterprise;

    c) are valid for the entire period for which they are granted, with deterioration of investment conditions by subsequent legislation.

Enterprises that meet the established criteria for granting benefits are exempt from paying taxes and mandatory contributions to the Republican road fund from the date of state registration. If an enterprise meets the established criteria for granting benefits in subsequent period after its creation (state registration), it has the right to apply benefits from the date of occurrence of circumstances confirming the compliance of this enterprise with the established criteria for granting benefits. In this case, the term of the use of benefits begins from the date of occurrence of circumstances confirming the compliance of the given enterprise with the established criteria for granting benefits, but not more than seven years from the date of the start of benefits application.

The right to privileges is granted only to enterprises that have formed authorized capital (funds) within the terms established by law. At the same time, the enterprise has the right to apply benefits in the period during which, in accordance with the law, it must form its authorized capital (fund).

At least 50 percent of the income received as a result of provision of concessions on taxes and compulsory deductions to the Republican Road Fund, during the period of their use, are directed to reinvestment in order to further develop the enterprise. At the same time, reinvestment refers to the direction of income received as a result of benefits provided for the development of an enterprise without distributing it among the founders. Under the income received as a result of benefits, refers to economic benefits (increase in profits remaining at the disposal of the enterprise) due to the release of funds as a result of exemption from taxation.

At the same time, if the enterprise using the benefits during the period of application of benefits, the share of a foreign investor decreases below 33 percent in the authorized capital of the enterprise, if the amount of direct private investment made is not reduced, as well as other requirements established in this Regulation for such enterprises is preserved.

If a foreign investor decides to repatriate profits and export capital during the term of the benefits, the repatriation of profits and the export of capital by a foreign investor is carried out only after reimbursement to the budget of the amount of benefits provided for the period prior to the repatriation of profits and the export of capital by a foreign investor.

Investment opportunity
  • Production of shirts (wool fabrics; dyed and finished products; ready-made clothing);
  • Production of denim products (pneumatic yarn; denim; denim products);
  • Production of terry products (carded yarn; terry fabrics; dyed and finished products; terry products).

[su_spoiler title=”Foreign investors”]

  • Weaving equipment
  • «Dornier» (Germany),
  • «Somet», «Vimatex» (Italy),
  • «Pikanol» (Belgium),
  • «Sulzer» (Switzerland),
  • «Toyota», «Tsudakoma» (Japan) and others;

Spinning equipment

  • «Rieter» (Switzerland),
  • «Shlafhorst», «Truchler» (Germany),
  • «Savio» (Italy),
  • «Saurer» (Germany),
  • «Toyota», «Howa», «Murata» (Japan),
  • «FA-225», «FA-0013», «FA-515», «FA-517» (China) and others;

Equipment for knitting

  • «Orizio» (Italy),
  • «Terrot», «Mayer&Cie» (Germany),
  • «Pai Lung» (Taiwan),
  • «Kauo Heng» (China),
  • «SanYoung» (Korea) and others;

 Sewing Equipment

  • «Pffaf» (Germany),
  • «Rimoldi», «Orizio» (Italy),
  • «Eagle», «Gerber» (Turkey),
  • «Oshima», «Juki», «Brother», «Yamato» (Japan),
  • «Siruba» (Taiwan),
  • «Sunstar» (South Korea);

Laboratory equipment

  • «MESDAN» (Italy),
  • USTER (Switzerland)
Perspectives

The resolution, issued at the end of 2016, reflected the intention of the country’s government on strengthening the policy of attracting foreign investors in the textile industry and opened up great opportunities for export. From January 1, 2017:

— the mandatory sale to the authorized banks of part of the proceeds from the export of non-food consumer goods is canceled;

— textile enterprises are exempt from customs duties (except for customs clearance fees) for imported technological equipment and components that are not produced in the territory of the Republic of Uzbekistan. This will help to modernize production equipment;

— manufacturers of textile products are exempt from paying taxes on profits, property and single tax payment of micro firms and small enterprises, as well as mandatory contributions to the Republican Road Fund. It is planned that savings will also be aimed at improving the technological equipment of enterprises of the textile industry;

— marketing, information and consulting services will be provided to light industry enterprises, including small business and private entrepreneurship. In other words, we can expect support in organizing promotional events, presenting export potential at international exhibitions and in print media.

— it is planned to promote products of light industry enterprises under direct contracts through trading houses abroad.

Measures aimed at development of textile industry should help improve the level of development of the industry, the competitiveness of domestic textiles on the world market and, consequently, improve the economic situation of the country.

Guarantees and measures on protecting foreign investors
  • Law of the Republic of Uzbekistan of April 30, 1998 No. 611-I “On guarantees and measures of protecting the rights of foreign investors”

×

Текстильная промышленность

Об отрасли

Узбекистан, 6-й по величине производитель хлопка, был 3-м по величине экспортером хлопка, однако за последние годы сокращает экспорт хлопка-сырца, делая упор на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью.

Легкая промышленность является стратегической отраслью для экономики Узбекистана, обеспечивающей высокий уровень занятости населения, вклад в экономический и промышленный потенциал и международный авторитет нашего государства. Уникальное геополитическое положение Узбекистана позволяет находиться в непосредственном экономическом диалоге со многими странами и осуществлять взаимовыгодное деловое сотрудничество как со странами Европы, так и со странами Азии.

Легкая промышленность с каждым годом набирает темпы развития. Внедрение новых производственных технологий, использование высокопроизводительного, современного оборудования, в сочетании с эффективным управлением обеспечивает на предприятиях отрасли высокую производительность труда, рост объемов промышленного производства. Республика, долгое время экспортировавшая только хлопковое волокно, сегодня имеет неограниченные возможности для завоевания ведущих позиций на мировом текстильном рынке, не только как поставщик хлопкового волокна, но и как экспортёр текстильной продукции, особенно готовых изделий.

Легкая промышленность Узбекистана является одной из ведущих и динамично развивающих отраслей. По данным Госкомстата, в 2017 году в общем промышленном объеме страны отрасль занимала около 30%, ее доля в ВВП составила около 4%, а в объеме производства непродовольственных потребительских товаров – свыше 44%. Ежегодный рост объемов производства отрасли за последние годы составил примерно 18%, а экспорта – 10%.

Узбекистан является одним из крупнейших в мире производителей натуральных текстильных волокон, х/б пряжи и трикотажа. В республике насчитывается более 7000 текстильных предприятий, годовая мощность которых составляет:

Указом Президента Республики Узбекистан от 14.12.2017г. № УП-5285 предусмотрена ликвидация АО «Узбекенгилсаноат» и создание Ассоциации «Узтекстильпром». Эти реформы и правильно выбранная стратегия и грамотный менеджмент Ассоциации «Узтекстильпром» позволили отечественным текстильным компаниям продемонстрировать положительную динамику роста. На сегодняшний день Ассоциация объединяет в своём составе более 1400 крупных производителей на рынке текстиля в Узбекистане, на которые приходится существенная часть производства продукции легкой промышленности, в частности, переработка 706 тыс.тонн хлопкового волокна и выпуск 510 млн. кв. метров тканей различного ассортимента, в том числе:

  • трикотажного полотна – 89 предприятий;
  • готовых трикотажных изделий – 495 предприятий;
  • швейных изделий – 354 предприятия;
  • чулочно-носочных изделий – 54 предприятия;
  • текстильной галантереи – 20 предприятий.

При этом 156 текстильных компаний создано с участием иностранных инвесторов, из таких стран, как Южная Корея, Индия, Сингапур, Германия, Швейцария, Италия, Япония, США и другие.

Предприятия Ассоциации также производят и другие изделия широкой номенклатуры и ассортимента специфического профиля, в том числе производят товары медицинского назначения, нетканые материалы, удовлетворяя потребность в ватной продукции, специальной рабочей одежде, махровых изделиях, а также обеспечивают разработку и внедрение в производство продукции нового поколения – новых инновационных продуктов.

Наибольший прирост добавленной стоимости в цепочке производства текстильной отрасли из хлопка имеется в сфере пошива готовых трикотажных и швейных изделий.

Исходя из важного значения текстильной отрасли для экономического развития страны, в Узбекистане реализуется Программа мер по дальнейшему развитию текстильной и швейно-трикотажной промышленности на 2017-2019 годы. Согласно Программе, к 2020 году выпуск хлопчатобумажной пряжи планируется увеличить в 2,5 раза, готовых тканей – в 2,8 раза, шелковых тканей – в 2,7 раза, нетканых материалов – в 1,5 раза, трикотажного полотна – в 2,7 раза. Планируется увеличение выпуска швейных изделий в 3,2 раза, трикотажных изделий в 2,1 раза, производство шелка-сырца в 2,1 раза. Если объем производства тканей в 2011 году составил 85,63 млн. кв. метров, то в 2020 году этот показатель превысит 459,2 млн. кв. метров, обеспечив рост объема производства в 5,4 раза.

Экспорт

За 2017 год было экспортировано текстильной продукции на сумму почти $1,2 млрд. долл. США. И это при том, что в условиях кризиса цены на сырье и основные виды текстильной продукции значительно упали.

Основными странами экспорта текстильной продукции являются Россия (36,8%), Турция (18,8%), Китай (16,2%), страны Евросоюза (15,3%), Южная Корея (5%).

Номенклатура экспорта текстильной продукции составляет:

  • хлопчатобумажная пряжа – 67,2%;
  • хлопчатобумажные ткани – 7,3%;
  • хлопчатобумажные трикотажные полотна – 6,2%;
  • готовые швейные трикотажные изделия – 17,4%;
  • прочая текстильная продукция – 6,4%.

Удельный вес переработки хлопкового волокна внутриреспубликанскими потребителями достиг до 50% от объема производства.

Введены в эксплуатацию современные текстильные предприятия, включающие красильное, отделочное, вязальное и швейные производства.

В результате низкого уровня переработки сырья экспорт текстильной продукции Узбекистана незначителен. Если в 2016 г. объем экспорта текстильной продукции республики составлял 1 млрд. 146,5 млн. долл. США, то Китай экспортировал текстиля на 104,6 млрд. долл. США, Турция — на 10,9 млрд. долл., Индия — на 16,2 млрд. долл., Бангладеш — на 1,76 млрд. долл., Пакистан — на 7,68 млрд. долларов. За 2012-2016 гг. прирост экспорта текстильной отрасли (без учета хлопкового волокна) составил 132,5%. Доля экспорта в общем объеме товарной продукции в 2016 г. составила 40%. В результате, несмотря на то, что доля Узбекистана в мировом производстве хлопка-волокна составляет 3,6%, его доля в мировом производстве тканей и полотна, готовых трикотажных и швейных изделий значительно ниже.

Причины инвестировать
  • Легкодоступный рынок, который будет расти в будущем с развитием сети организованной розничной торговли, благоприятными демографическими показателями, ростом уровня доходов и изменением предпочтений к качеству фирменных продуктов.
  • Преференции и льготы для производителей, включая освобождение от налоговых и таможенных платежей на срок до 10 лет, в зависимости от объема инвестиций.
  • Приватизация и аренда государственного имущества на льготных условиях и по низким ценам для иностранных инвесторов, с обязательством инвестирования средств.
  • Обилие и доступность сырья для производства, такого как хлопок, шерсть, шелк, джут и искусственные волокна.
  • Сравнительные преимущества с точки зрения квалифицированной рабочей силы и себестоимости продукции по основным производителям текстиля по всему миру.
  • Политика государства, направленная на защиту вложений инвесторов и прав на частную собственность.
  • Наличие всей цепочки создания стоимости для текстильной продукции, начиная с производства натуральных волокон и заканчивая производством пряжи, ткани и одежды в стране, что создает преимущество перед такими странами, как Вьетнам, Бангладеш и т.д.
  • Наличие секторов традиционного мастерства, т.е. ткацкий станок и ремесла.
Инвестиции

За 20 лет в текстильную отрасль, в рамках реализации 180 инвестиционных проектов, было привлечено около $2,5 млрд. долл. США, в том числе за последние 3 года – 575,3 млн. долл. Свыше 80% привлеченных иностранных инвестиций приходятся на долю таких стран, как Южная Корея, Швейцария, Сингапур, Великобритания, Германия, Индия и Турция.

Возросли показатели технической оснащенности производственных помещений. Введено в действие более 1,6 млн прядильных веретен, 100 тыс. камер, что составило 89,3% от имеющегося парка технологического оборудования.

Политика ПИИ

Направления

  • осуществление постоянного технического и технологического переоснащения действующих и создание новых высокотехнологичных производств, в том числе за счет привлечения прямых иностранных инвестиций;
  • создание условий для повышения уровня переработки хлопкового волокна;
  • расширение выпуска конкурентоспособной готовой продукции, насыщение внутреннего рынка готовой продукцией;
  • повышение экспортного потенциала отрасли, создание новых рабочих мест, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров;
  • восстановление производства текстильного машиностроения;
  • создание дополнительных мощностей в производстве джинсовых, махровых тканей и изделий, чулочно-носочной продукции, технического текстиля.
Какие льготы и преференции предоставлены для предприятий с иностранными инвестициями

Для стимулирования и увеличения производства продукции на экспорт в республике создана целостная система налоговых льгот и преференций для предприятий-экспортеров.

Например, не подлежит обложению акцизным налогом реализация подакцизных товаров на экспорт их производителями, за исключением отдельных видов подакцизных товаров, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Оборот по реализации товаров (за исключением драгоценных металлов) на экспорт за иностранную валюту облагается НДС по нулевой ставке.

Для предприятий-экспортеров (за исключением реализации сырьевых товаров) ставки налога на прибыль и имущество снижаются в зависимости от доли экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за СКВ в общем объеме реализации: при доле экспорта от 15 до 30%  – на 30%; при доле экспорта от 30 и более процентов – на 50%. В таких же объемах снижается ставка единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий. Кроме этого микрофирмы и малые предприятия освобождены от обязательной продажи 50% валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства. Это позволяет направить валютные средства, оставшиеся в распоряжении предприятий, на укрепление и эффективное развитие своего производства.

Дополнительным импульсом в развитии экспортного потенциала текстильной отрасли стала норма, согласно которой до 1 января 2016 года предприятия текстильной промышленности республики, реализующие 80 и более процентов объема своей продукции, в т.ч. полуфабрикаты (пряжу, ткани, трикотажное полотно и отходы хлопкопрядения) за СКВ, освобождены от уплаты налога на имущество.

Еще одним дополнительным стимулом для участия предприятий в экспорте стала отмена экспортных таможенных пошлин на все виды товаров (работ, услуг) и лицензирование экспорта товаров (работ, услуг) за исключением специфических.

С августа 2011 года утверждены новые ставки сборов за таможенное оформление, уплачиваемых при экспорте товаров, которые снижены в среднем не менее чем в 2 раза против действующих до того времени.

Большое внимание уделяется и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим экспортно-импортные операции. В частности, п. 9 Указа Президента Республики Узбекистан от 10 января 2012 года за №УП-4434 им предоставлен ряд льгот и преференций.

Так, предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно осуществляют экспортно-импортные операции с соблюдением требований законодательства Республики Узбекистан. К тому же экспорт продукции собственного производства не подлежит лицензированию и квотированию. Также, эта категория хозяйствующих субъектов вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных производственных нужд, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Налоговым кодексом Республики Узбекистан и Указом Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года N УП-3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» определен порядок применения льгот по налогам и обязательным отчислениям в Республиканский дорожный фонд для предприятий, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, предприятия, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции, специализирующиеся на производстве продукции в отраслях экономики по утвержденному перечню, освобождаются от уплаты: налога на прибыль юридических лиц; налога на имущество; налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры; единого налогового платежа; обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.

К предприятиям, специализирующимся на производстве продукции в отраслях экономики по утвержденному перечню относятся предприятия, у которых доля выручки от производства продукции в отраслях экономики по утвержденному перечню в общем объеме реализации составляет не менее 60% по итогам отчетного года. Льготы распространяются в целом на предприятия, специализированные на производстве продукции в отраслях экономики по утвержденному перечню.

Налоговые льготы:

а) предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций, равном (эквивалентном):

  • от 300 тыс долларов США до 3 млн долларов США включительно – сроком на 3 года;
  • свыше 3 млн долларов США до 10 млн долларов США включительно – сроком на 5 лет;
  • свыше 10 млн долларов США – сроком на 7 лет;

б) применяются при следующих условиях:

  • размещение предприятий во всех городах и сельских населенных пунктах республики, за исключением г. Ташкента и Ташкентской области;
  • осуществление иностранными инвесторами частных прямых иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан;
  • обеспечение доли иностранных участников в уставном капитале предприятия не менее 33 процентов;
  • вложение иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования;
  • направление не менее 50 процентов дохода, полученного в результате предоставления указанных льгот в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия;

в) действуют в течение всего срока, на который они предоставлены, при ухудшении условий инвестирования последующим законодательством.

Предприятия, соответствующие установленным критериям для предоставления льгот, освобождаются от уплаты налогов и обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд с даты государственной регистрации. В случае если предприятие отвечает установленным критериям для предоставления льгот в последующие периоды после создания (государственной регистрации), оно имеет право на применение льгот с даты возникновения обстоятельств, подтверждающих соответствие данного предприятия установленным критериям для предоставления льгот. При этом отсчет срока пользования льготами начинается с даты возникновения обстоятельств, подтверждающих соответствие данного предприятия установленным критериям для предоставления льгот, но не более семи лет с даты начала применения льгот.

Право на льготы предоставляется только предприятиям, сформировавшим уставные капиталы (фонды) в установленные законодательством сроки. При этом предприятие имеет право на применение льгот в период, в течение которого в соответствии с законодательством оно должно сформировать свой уставный капитал (фонд).

Не менее 50 процентов дохода, полученного в результате предоставления льгот по налогам и обязательным отчислениям в Республиканский дорожный фонд, в течение срока их применения направляются на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия. При этом под реинвестированием понимается направление дохода, полученного в результате предоставленных льгот, на развитие предприятия без распределения его между учредителями. Под доходом, полученным в результате предоставленных льгот, понимается экономическая выгода (увеличение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия) за счет высвобождения средств в результате освобождения от налогообложения.

При этом в случае, если на предприятии, использующем льготы, в период применения льгот, доля иностранного инвестора снижается ниже 33 процентов в уставном фонде предприятия, при неуменьшении суммы внесенных прямых частных инвестиций, а также соответствии иным требованиям, установленным в настоящем Положении, действие льгот для таких предприятий сохраняется.

В случае принятия иностранным инвестором решения о репатриации прибыли и вывозе капитала в течение срока действия льгот, репатриация прибыли и вывоз капитала иностранным инвестором осуществляется только после возмещения в бюджет суммы льгот, предоставленных за период, предшествующий репатриации прибыли и вывозу капитала иностранным инвестором.

Инвестиционные возможности
  • Производство рубашек (шерстяные ткани; крашеная и готовая продукция; готовая одежда);
  • Производство джинсовых изделий (пневматическая пряжа; джинсовая ткань; джинсовые изделия);
  • Производство махровых изделий (кардная пряжа; махровые ткани; крашеная и готовая продукция; махровые изделия).
Иностранные инвесторы

Оборудование ткацкого производства

  • «Dornier» (Германия),
  • «Somet», «Vimatex» (Италия),
  • «Pikanol» (Бельгия),
  • «Sulzer» (Швейцария),
  • «Toyota», «Tsudakoma» (Япония) и другие;

Оборудование прядильного производства

  • «Rieter» (Швейцария),
  • «Shlafhorst», «Truchler» (Германия),
  • «Savio» (Италия),
  • «Saurer» (Германия),
  • «Toyota», «Howa», «Murata» (Япония),
  • «FA-225», «FA-0013», «FA-515», «FA-517» (Китай) и другие;

Оборудование вязального производства

  • «Orizio» (Италия),
  • «Terrot», «Mayer&Cie» (Германия),
  • «Pai Lung» (Тайвань),
  • «Kauo Heng» (Китай),
  • «SanYoung» (Корея) и другие;

 Оборудование швейного производства 

  • «Pffaf» (Германия),
  • «Rimoldi», «Orizio» (Италия),
  • «Eagle», «Gerber» (Турция),
  • «Oshima», «Juki», «Brother», «Yamato» (Япония),
  • «Siruba» (Тайвань),
  • «Sunstar» (Южная Корея);

Лабораторное оборудование

  • «MESDAN» (Италия),
  • USTER (Швейцария).
Перспективы

Постановление, вышедшим в конце 2016 года, отразило намерение правительства страны по усилению политики привлечения иностранных инвесторов в текстильную промышленность и открыл большие возможности для экспорта. С 1 января 2017 года:

— отменяется обязательная продажа уполномоченным банкам части выручки от экспорта непродовольственных потребительских товаров;

— текстильные предприятия освобождаются от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за ввозимое технологическое оборудование и комплектующие изделия, не производимые на территории РУз. Это даст огромное подспорье для модернизации производственного оснащения;

— производители текстильной продукции освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и единого налогового платежа микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. Планируется, что сэкономленные средства будут также направлены на улучшение технологического оснащения предприятий текстильной промышленности;

— будут оказаны маркетинговые, информационные и консалтинговые услуги предприятиям легкой промышленности, включая малый бизнес и частное предпринимательство. Другими словами, можно будет ожидать поддержку в организации рекламных мероприятий, представления экспортного потенциала на международных выставках и в печатных изданиях.

— планируется продвижение продукции предприятий легкой промышленности по прямым контрактам через торговые дома за рубежом.

Меры, направленные на развитие текстильной промышленности, должны помочь повысить уровень развития отрасли, конкурентоспособность отечественного текстиля на мировом рынке и, следовательно, улучшить экономическое положение страны.

Гарантии и меры по защите иностранных инвесторов
  • Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. № 611-I «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»