×

Версия для слабовидящих

Call-center
+998 (71) 202-02-10

Moody’s повысило рейтинг Узбекистана до Ba3 со стабильным прогнозом

Агентство Moody’s Investors Service сегодня повысило долгосрочный рейтинг эмитента и приоритетный необеспеченный рейтинг правительства Узбекистана с B1 до Ba3.

Также агентство повысило рейтинг программы выпуска среднесрочных евробондов (medium-term notes, MTN) с (P)B1 до (P) Ba3. Агентство изменило прогноз с позитивного на стабильный.

Повышение рейтинга отражает продемонстрированную Узбекистаном в последние годы приверженность комплексной программе реформ, которая сохранялась в течение двух значительных последовательных кризисов и которая, как ожидает Moody’s, продолжится. 

Несмотря на пандемию коронавируса и военный конфликт между Россией и Украиной, реальный рост ВВП, фискальные и внешние показатели остаются высокими, что отражает устойчивость экономики и повышение эффективности политики в последние годы. Поскольку фискальные и монетарные инструменты продолжают развиваться, Moody’s ожидает дальнейших улучшений в институтах и управлении.

Стабильный прогноз отражает риски роста уровня долга сверх текущих ожиданий Moody’s и геополитические риски для роста. Однако фискальные риски смягчаются относительно низким и приемлемым уровнем долговой нагрузки правительства, а также наличием значительных активов в Фонде реконструкции и развития Узбекистана (ФРРУ).

Moody’s изменило страновые потолки Узбекистана в национальной и иностранной валюте на Ba1 и Ba3 с Ba2 и B1 соответственно. Разрыв в два уровня между потолком в национальной валюте и суверенным рейтингом отражает значительное влияние правительства на экономику и слабую предсказуемость политики, что частично уравновешивается умеренным риском внешней уязвимости, который отражает устойчивый, хотя и снижающийся, дефицит счета текущих операций и умеренный объем внешнего долга. то есть в основном на льготных условиях. Разрыв в два уровня между потолком в иностранной валюте и потолком в национальной валюте связан с относительно слабыми основами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики Узбекистана, а также с ограниченным счетом операций с капиталом, который может подвергаться дальнейшим ограничениям на переводы и конвертируемость в периоды стресса.

Агентство Moody’s ожидает, что долговая нагрузка Узбекистана стабилизируется на уровне ниже 45% ВВП в течение следующих 3 лет. Хотя Moody’s ожидает, что увеличение социальных расходов (более чем на 25% в год в 2021 и 2022 годах) и отложенные энергетические реформы приведут к задержке бюджетной консолидации, увеличение дефицита компенсируется недавним улучшением сбора доходов благодаря налоговым реформам, о чем свидетельствует 33,6% и увеличение поступлений НДС и подоходного налога на 28,4%, соответственно, в период с 2021 по 2022 год. 

Между тем, запланированные на 2022 год выпуски долговых обязательств были отложены из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры, поскольку вместо этого правительство использовало активы, наряду с продолжающимся финансированием из международных финансовых учреждения. Тем не менее активы ФРРУ оказались на уровне $16,5 млрд, при этом более 50% исчезновений активов, которые составляют около 28% общего государственного долга в 2022 году.

Несмотря на продолжающегося военного конфликта между Россией и Украиной потоки торговли и денежных переводов пока превзошли ожидания: экспорт в январе-ноябре 2022 года увеличился на 12% по сравнению с тем же периодом 2021 года, а денежные переводы из России почти утроились за тот же период. 

Инфляция увеличилась и остается высокой, повышая социальные риски. Тем не менее конфликт между Украиной и Россией также открывает возможности для узбекских компаний в сфере логистики, торговли и транспорта, а также туризма, поскольку западные компании уходят с российского рынка, а россияне едут в регион. 

Moody’s ожидает, что рост ВВП снизится до 5% в 2023 году из-за замедления денежных переводов и инфляции, сказавшихся на внутреннем частном потреблении, но восстановится в следующем году по мере ускорения поддерживаемых государством строительных и государственных инвестиционных проектов.

 

Источник: www.uzdaily.uz