×

Сельское и водное хозяйство

О сельском хозяйстве

В Республике Узбекистан последовательно осуществляется глубоко продуманная стратегия развития сельского хозяйства, направленная на обеспечение продовольственной безопасности страны. Этот подход к производству плодоовощной продукции как важной составной части всей системы жизнеобеспечения населения, поддержания его здоровья, а также создания условий занятости стал одним из основных векторов экономической и социальной политики государства.

Так, одной из первых мер, кардинально изменивших подход к достижению продовольственной независимости в Узбекистане, было беспрецедентное решение, принятое еще в 1989 году, о выделении более 400 тысяч гектаров орошаемых земель под приусадебные участки в областях Республики Узбекистан.

Дальнейшие шаги по реализации рыночных и институциональных реформ в аграрном секторе включали изменение структуры посевных площадей, сокращение почти 48,5 тыс. га хлопчатника в пользу зерновых культур. В результате Узбекистан, который ранее импортировал более 80% потребности в зерне, обрел зерновую независимость. Ежегодно в стране производится более 7 млн. тонн зерна, а также имеется потенциал к приумножению данного показателя в несколько раз, путем передовых технологий.

Начиная с 1997 года, сельское хозяйство нашей страны демонстрирует устойчивые положительные темпы роста, которые составляют 6-7% в год. Это позволило увеличить в расчете на душу населения потребление мяса в 1,3 раза, молока и молочных продуктов — 1,6 раза, картофеля — 7 раз, овощей — более чем в 2 раза, фруктов — почти в 4 раза.

Доля сельского хозяйства Узбекистана в ВВП составила 17,3% ВВП в 2017 году. Отрасль демонстрирует устойчивые темпы роста – 6 – 7% в год. Данные показатели делают Узбекистан одним из ведущих государств в СНГ по производству плодоовощной продукции, фруктов, винограда, так как почвенно-климатические условия позволяют выращивать практически все виды сельхоз культур.

В 2017 году республика впервые в своей практике внедрил круглогодичный посев различных сельскохозяйственных культур. Еще одно решение, направленное на увеличение производства свежих овощей и фруктов в стране, выращивание их методом гидропоники. Только в 2018 году планируется построить 352 гектара теплиц по этому методу. Причем соответствующие технологии будут завезены из Южной Кореи, Ирана и Японии. Это позволит до конца 2020 года довести производство плодоовощной продукции до 32 млн тонн.

Основные зерновые культуры Узбекистана: пшеница, ячмень, кукуруза, а также рис, которые выращиваются в интенсивно орошаемых оазисах, но при этом не имеет должного финансирования для дальнейшего развития, путем привлечения передовых технологий. Также имеется большой спрос, но в незначительных количествах выращиваются — кунжут, лук, лён, и табак. Свежие фрукты в основном употребляются на внутреннем рынке страны, в то время как сухофрукты экспортируются. Узбекские арбузы, известные своей долгой жизнью и уникальным вкусом, широко востребованы в крупных городах СНГ.

В Бухаре и его окрестностях разводят шкуру Каракульской породы овец, что являются традиционным экспортным товаром, но их вклад в общий объём экспорта сегодня незначителен. Производство шкур Каракульских породы овец сократилось c 1,4 млн. штук до 700 тыс. штук. Крупный рогатый скот, овцы и куры в основном разводятся для получения мяса. В Узбекистане разводят около 3 млн. коров, которые производят 5 млн. литров молока ежегодно. По статистике одна корова производит 1600 литра молока, которое являются одним из самых низких в СНГ (по сравнению с 2500 литра на одну корову в год в России, Украины и Молдовы). В этой связи, существуют возможность развития животноводство, в т.ч. увеличения эффективности производства молока.

Экспорт

В последние годы Узбекистан превратился в крупного экспортера высококачественной и конкурентоспособной плодоовощной продукции. Для ее обеспечения в течение всего года большое внимание уделяется вопросам переработки и хранения. В данную сферу требуются значительные инвестиционные вложения, а также внедрение передовых технологий.

Расширяется и география экспорта продукции плодоовощеводства и виноградарства. Если ранее республика традиционно поставляла ее в основном в Россию, Казахстан и другие страны СНГ, то на сегодняшний день из Узбекистана отгружается на рынки более 120 стран мира. В частности, география поставок расширилась за счет налаживания экспорта в Индонезию, Норвегию, Монголию, Саудовскую Аравию, Словакию, США, Таиланд и Японию.

Экспортный потенциал оценивается более чем в $5 млрд. Основными рынками сбыта узбекских плодоовощей остаются Россия и Казахстан. Только на РФ приходится около 60% общего объема экспорта. За прошлый год поставки узбекской плодоовощной продукции в Россию увеличились в два раза. 15 декабря 2017 года отменены экспортные пошлины на большинство видов товаров. Также отменено лицензирование большей части экспортной продукции. Этот шаг должен облегчить ведение предприятиями внешнеэкономической деятельности.

Единый экспортный бренд

Узбекистан запустил новый единый товарный бренд UzAgro для экспорта плодоовощной продукции. Благодаря товарному знаку UzAgro свежая и переработанная продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности сможет занять достойное место на международном рынке.

Стратегическое планирование развития бренда позволит максимально сократить издержки, которые сейчас бьют по карману узбекских экспортеров – перепроизводство или недостаточное производство различных товаров, стихийное ценообразование, потери на высокорискованных рынках при выборе потенциальных партнеров, дорогая логистика и высокие расходы по обслуживанию кредитов, а также многое другое.

Льготы

В период с 2013 по 2017 годы землепользователям и фермерским хозяйствам за счет государства предусмотрено выделение на льготной основе долгосрочных кредитов для внедрения системы капельного орошения на площади 25 тыс. га. Фермерские хозяйства, внедрившие водосберегающие технологии в свою деятельность, освобождены от уплаты земельного и других видов налогов на 5 лет.

В целях стабильного обеспечения населения плодоовощной  продукцией внесены изменения в организационную структуру Ассоциации «Узбекозиковкатзахира». Создаются  территориальные филиалы «Озиковкаттаъминот» в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте.

Деятельность организаций, входящих в состав Ассоциации, осуществляющих заготовительную деятельность, приравнивается к торговой деятельности. Соответственно они будут облагаться как предприятия торговли – единым налоговым платежом.

При этом в части товарооборота по реализации сельскохозяйственной продукции эти организации освобождаются сроком на 5 лет от уплаты единого налогового платежа.

Средства, высвобождаемые в связи с предоставлением вышеуказанной льготы, распределяются так:

— 50% – Ассоциации  для финансирования строительства и модернизации складских помещений, оснащения оборудованием по переработке и фасовке продовольственных товаров;

— 50% – остаются в распоряжении организаций и используются на финансирование закупки, закладку и хранение плодоовощной продукции.

Также, многопрофильные фермерские хозяйства – единые налогоплательщики со времени регистрации освобождаются сроком на пять лет от всех налогов по доходам, не связанным с выращиванием сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, теперь для фермерских хозяйств, осуществляющих многопрофильную деятельность, при сдаче государственного имущества в аренду ставка арендной платы устанавливается в уменьшенном в два раза размере. Освобожденные от налогов средства будут направлены фермерскими хозяйствами на повышение объемов выращивания и переработку сельхозпродукции.

Перспективы

Согласно программе развития отрасли до 2020 года, в течение 2016 – 2020 годов на 170,5 тысячи гектаров хлопковых и 50 тыс. гектаров зерновых площадях, будут размещены продовольственные культуры. Программой предусмотрено расширить площади посевов овощебахчевых культур и картофеля в 1,5 раза, садов и виноградников на 7% по сравнению с 2015 годом. Таким образом, доля земель под плодоовощные культуры составит более 30%.

Программные меры позволят до конца 2020 года увеличить производство картофеля на 35%, плодов на 23,8%, винограда на 17,6%, овощей на 30%.

До 2020 года предусмотрено создание 14 торгово-логистических центров в регионах по переработке, хранению, упаковке и экспорту плодоовощной продукции. При их организации внимание уделяется наличию соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей качественную перевозку, хранение, сортировку, калибровку, упаковку, сертификацию, а также экспорт.