×

Путеводитель для инвестора

Получение лицензии для юридических лиц

В законе Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности» в статье 14 указан перечень необходимых документов для получения лицензии.  

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

  • заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения (почтового адреса), наименования учреждения банка и номера расчетного счета в учреждении банка — для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, — для физического лица; лицензируемого вида деятельности (его части), который юридическое или физическое лицо намерено осуществлять, а также в случаях, предусмотренных законодательством, срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности. В заявлении о выдаче лицензии может быть указан электронный адрес соискателя лицензии;
  • документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии, в случаях, предусмотренных законодательством;
  • другие документы, подтверждающие возможность выполнения соискателем лицензии требований и условий, предъявляемых для получения лицензии на отдельный вид деятельности и определяемых законодательством.
  • Требование от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, не допускается.

Документы, необходимые для получения лицензии, представляются соискателем лицензии в лицензирующий орган непосредственно, через средства почтовой связи или в электронной форме с уведомлением об их получении. Документы, представленные в электронной форме, подтверждаются электронной цифровой подписью соискателя лицензии. Указание в заявлении о выдаче лицензии электронного адреса соискателя лицензии является его согласием на получение уведомления о принятом решении по его заявлению в электронной форме через информационную систему.

Документы, направленные в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законом.

В случаях, когда лицензирующему органу для лицензирования отдельных видов деятельности требуется получение документов, выдаваемых другими организациями, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в упрощенном порядке по принципу «одно окно», при котором лицензирующий орган получает указанные документы самостоятельно без участия субъекта предпринимательства.

(Статья 14(1). Лицензирование отдельных видов деятельности по принципу «одно окно»)

Льготы и преференции для потенциальных иностранных инвесторов.

Иностранными инвесторами в Республике Узбекистан могут быть:

  • иностранные государства, административные или территориальные органы иностранных государств;
  • международные организации, основанные в соответствии с соглашениями или другими договорами между государствами или являющиеся субъектами международного публичного права;
  • юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств;
  • физические лица, являющиеся гражданами иностранного государства, лица без гражданства и граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за границей.

Формы инвестирования в Узбекистане

  • Долевое участие в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан;
  • Создание и развитие хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
    -Приобретение имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;
  • Вложение прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл);
  • Приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;
  • Приобретение права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.

и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

Изменения формы и процесса инвестирования.

  • Изменения форм, в которых первоначально или повторно осуществляются иностранные инвестиции, не приводят к изменению их квалификации в качестве инвестиций.

Предприятия с иностранными инвестициями.

К ПИИ относятся вновь создаваемые предприятия, отвечающие следующим условиям:
— размер Уставного фонда предприятия не может быть менее суммы, эквивалентной 150 тыс. долларов США;
— доля иностранных инвестиций составляет не менее 15 процентов уставного фонда предприятия.

Ограничения организационно-правового характера при создании ПИИ.

— В Узбекистане не установлены какие-либо ограничения организационно-правового характера при создании ПИИ.
При этом они могут создаваться в форме хозяйственного товарищества (полного и коммандитного), общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерного общества (открытого и закрытого), дочернего предприятия, унитарного предприятия и других формах, не запрещенных законодательством.

Права иностранных инвесторов.

Иностранный инвестор имеет право:
— самостоятельно определять объемы, виды и направления осуществления инвестирования;
— заключать договора с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности;
— владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности. По решению иностранного инвестора право владения, пользования, распоряжения инвестициями, их результатами могут быть переданы другим юридическим и физическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
— самостоятельно принимать решение о патентовании за рубежом и в Республике Узбекистан принадлежащих ему изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, полученных в результате инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан;
— самостоятельно и свободно распоряжаться доходом (включая его беспрепятственную репатриацию), полученным в результате инвестиционной деятельности;
— привлекать в Республику Узбекистан денежные средства в виде кредитов и займов;
— использовать средства в национальной валюте на своих счетах для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
— приобретать права на земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством;
— использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на правах собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств, включая обязательства, направленные на привлечение заемных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;
— получать адекватную компенсацию в случае реквизиции его инвестиций и иных активов;
— получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц.

— В Республике Узбекистан не установлены какие-либо ограничения инвестирования в разрезе отраслей экономики или регионов, в которые направляются прямые частные иностранные инвестиции.

Порядок налогообложения доходов иностранных физических и юридических лиц, полученных на территории Республики Узбекистан:

— Физическое лицо, постоянно проживающее в Республике Узбекистан или находящееся в Узбекистане в течение 183 дней или более, в течение любого периода до двенадцати месяцев, начинающихся или заканчивающихся в финансовом году, рассматривается как резидент Республики Узбекистан.
Физические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам, полученным из источников на территории Узбекистана.
Аналогичная ситуация возникает при налогообложении иностранных юридических лиц. Так, резидентом Республики Узбекистан является юридическое лицо, учрежденное или зарегистрированное в Узбекистане, а также зарегистрированное за пределами Республики Узбекистан, головное предприятие которого находится в Узбекистане.
Юридические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам (прибыли), полученным из источников на территории Узбекистана.
При этом взимание налогов и сборов с иностранных физических и юридических лиц может быть прекращено или ограничено на основе взаимности в случаях, когда в соответствующем иностранном государстве такие же меры осуществляются по отношению к физическим и юридическим лицам Республики Узбекистан.

— Иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов Республики Узбекистан защищены Законом «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» и не подлежат национализации.

Правовые институты, созданные для защиты прав иностранных инвесторов.

— С 1 января 2007 года в республике вступил в силу Закон «О третейских судах», послуживший правовой основой создания, функционирования и деятельности третейских судов, как постоянно действующих, так и временно создаваемых. Таким образом, в настоящее время наряду с уже имеющимися средствами защиты прав и гарантий деятельности иностранных инвесторов, по согласованию сторон на территории республики могут создаваться третейские суды с привлечением независимых экспертов, приемлемых для обеих сторон.
Вместе с тем, задача по обеспечению защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями возложена на Министерство юстиции. В этих целях в структуре Министерства юстиции создано Управление по правовой защите иностранных инвестиций и предприятий с иностранными инвестициями.

Налоговые и таможенные льготы предоставляются иностранным инвестициям и предприятиям с иностранными инвестициями.

— Наряду с таможенными и налоговыми льготами, установленными для всех предприятий Республики Узбекистан, имеется ряд льгот, предоставляемых предприятиям следующих отраслей экономики, привлекающим прямые частные иностранные инвестиции:
1. Изделия радиоэлектронной промышленности и производство комплектующих к компьютерной и вычислительной технике.
2. Легкая промышленность:
3. Шелковая промышленность:
4. Промышленность строительных материалов:
5. Промышленное производство мяса птицы и яиц.
6. Пищевая промышленность:
7. Мясо-молочная промышленность:
8. Химико-фармацевтическая промышленность:
Данные предприятия освобождаются от уплаты по основной деятельности налога на доходы (прибыль), налога на имущество, налога на развитие социальной инфраструктуры и благоустройство территорий, экологического налога, единого налога для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.
Указанные налоговые льготы предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций:

— от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США — сроком на 3 года;

— свыше 3 млн. долларов США до 10 млн. долларов США — сроком на 5 лет;

— свыше 10 млн. долларов США — сроком на 7 лет.

При этом указанные налоговые льготы применяются при следующих условиях:
— размещение указанных предприятий в трудоизбыточных регионах — Республике Каракалпакстан, Джизакской, Кашкадарьинской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Хорезмской областях, а также в сельских населенных пунктах Навоийской, Андижанской, Наманганской и Ферганской областей;
— осуществление иностранными инвесторами частных прямых иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан;
— доля иностранных участников в уставном капитале предприятия должна быть не менее 50 процентов;
— внесение частных прямых иностранных инвестиций после государственной регистрации указанных предприятий;
— вложение иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования;
— направление дохода, полученного в результате предоставления указанных льгот в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия.
Кроме того, с 1 июля 2003 года до 1 января 2009 года производственные предприятия с иностранными инвестициями ГАК «Узбекенгилсаноат» (ныне Ассациация «Узтекстильпром», специализирующиеся на производстве готовой одежды (швейных, трикотажных и кожаных изделий), чулочно-носочных изделий и обуви, освобождаются от уплаты в бюджет всех налогов и сборов, кроме налога на добавленную стоимость.

— В некоторых случаях на основе заключаемых инвестиционных договоров иностранным инвесторам могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты прав при инвестировании в:
— в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый  экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;
— в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи;
— в проекты в сфере малого и среднего предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения.
Дополнительные гарантии и меры защиты иностранным инвесторам могут включать предоставление гарантии Правительства Республики Узбекистан, оказание содействия в финансировании инвестиционных проектов, создание специального налогового и платежного режима, осуществление государственного  мониторинга реализации проектов и иные меры в соответствии с законодательством.

Требования, предъявляемые к иностранным инвесторам (предприятиям с иностранными инвестициями) для получения дополнительных льгот.

— В случае предоставления Правительством Республики Узбекистан иностранному инвестору дополнительных к установленным законодательством гарантий и мер защиты (льгот и преференций) в обязательном порядке заключается инвестиционный договор.
Инвестиционный договор заключается между Правительством Республики Узбекистан в лице Государственного Комитета Республики Узбекистан по Инвестициям (Госкоминвестиций) и иностранным инвестором (инвесторами).
Для подготовки инвестиционного договора иностранный инвестор представляет в Госкоминвестиций:
проект инвестиционного договора;    
основные экономические показатели, выполненные на основании технико-экономического обоснования (технико-экономического расчета), прошедшего в случаях, установленных законодательством, экспертизу в уполномоченных органах;
заключение Министерства юстиции — в части правовой экспертизы проекта инвестиционного договора;
заключения Министерства финансов, Министерства экономики и Государственного налогового комитета в части предоставления иностранным инвесторам и (или) создаваемому предприятию с иностранными инвестициями дополнительных к установленным законодательством льгот и преференций по налогообложению.
Иностранный инвестор в порядке и сроки, оговоренные в инвестиционном договоре, представляет в Госкоминвестиций отчеты о ходе исполнения принятых обязательств.

Допуск иностранных инвесторов к процессу приватизации.

— Одним из важнейших приоритетов развития экономики страны является всемерное усиление работы по привлечению иностранных инвестиций.
В настоящее время республика идет по пути дальнейшего углубления процессов разгосударствления и приватизации предприятий ведущих отраслей экономики, направленных на повышение роли частной собственности в экономике, кардинальное сокращение доли государства в уставных фондах хозяйственных обществ, а также широкого привлечения в развитие и модернизацию предприятий прямых инвестиций, в том числе иностранных. Кроме того, возможен выкуп неразмещенных активов государства по нулевой выкупной стоимости, с принятием инвесторами инвестиционных обязательств. Всю информацию о процессах приватизации в Республике Узбекистан Вы можете найти на сайте gki.uz.

Информация по ограничениям на конвертацию суммовых средств в иностранную валюту и влияние ее на репатриацию прибыли.

— В целях укрепления валютного баланса республики в определенный период в Узбекистане существовали ограничения при конвертации сумовых средств в иностранную валюту. Доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым иным способом по усмотрению иностранного инвестора.
Иностранным инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее без каких-либо ограничений при условии уплаты ими налогов и других обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Конституционным судом Республики Узбекистан принято решение о толковании части первой статьи 10 Закона «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов:

— Республика Узбекистан, признавая верховенство Конституции и законов, а также приоритет общепринятых норм международного права, признает решение экономических споров в рамках правового поля.
Норма части первой статьи 10 Закона о том, что «если стороны окажутся не в состоянии достичь согласованного разрешения, такой спор должен разрешаться хозяйственным судом Республики Узбекистан либо посредством арбитража в соответствии с правилами и процедурами международных договоров (соглашений, конвенций) по разрешению инвестиционных споров, к которым присоединилась Республика Узбекистан» является предписанием, устанавливающим, что его применение обусловлено соблюдением правил и процедур международных договоров и соответственно не является прямым выражением согласия республики на передачу какого-то ни было спора в определенный арбитражный орган.
Как правило, согласие сторон спора на передачу его на рассмотрение какого-либо определенного органа разрешения споров должна выражаться в форме арбитражной оговорки к инвестиционному договору либо отдельным соглашением, заключенным между сторонами спора.
Таким образом, решение Конституционного суда не должно рассматриваться как ущемление прав иностранных инвесторов, и к данному вопросу необходимо подходить конструктивно и с уважением прав и обязательств каждой из сторон в рамках общепризнанных норм международного права. 

Гарантии для иностранных инвесторов предоставляемые иностранным инвесторам при изменении законодательства.

— Государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан. В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.
При этом ухудшением условий инвестирования считаются внесение изменений и дополнений в законодательство, а также принятие новых актов законодательства Республики Узбекистан, предусматривающих:
— увеличение размера (ставки) налога на доходы, получаемые в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;
— введение дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за пределы Республики Узбекистан, за исключением случаев приостановления уполномоченным государственным органом репатриации средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или защиты прав кредиторов, преступлений или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором — физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением;
— введение количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятия с иностранными инвестициями;
— введение ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах (уставных капиталах) предприятий;
— введение дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов — физических лиц, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций.

Гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам и методы их использования.

— Законодательством предусмотрен уведомительный порядок использования десятилетней гарантии.
Так, при наступлении любого из вышеперечисленных видов ухудшения условий инвестирования иностранный инвестор уведомляет соответствующий уполномоченный орган о применении гарантии.
Уполномоченными органами, которые уведомляются о применении иностранным инвестором гарантии, являются государственные организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан и обслуживающие банки.
Уведомление иностранного инвестора является основанием для применения уполномоченным органом в отношении иностранного инвестора законодательства, действовавшего на дату инвестирования. Уведомление, независимо от даты направления его в уполномоченный орган, действует с момента вступления в силу акта.

Особо привлекательные условия созданы для иностранных инвесторов, в том числе свободные экономические зоны, а именно:

0% подоходного налога, если вы являетесь МСП

От 30 до 50% снижение налогов,

в зависимости от объёма экспорта 0% НДС

Информация об регистрации СП и ИП

Для регистрации предприятия с иностранными инвестициями в Узбекистане необходимо:

1.Размер уставного фонда – не менее 600 000 000 млн сум (около 75 000 долларов США)

2.Наличие в составе учредителей иностранного юридического лица

3.Доля иностранного юридического лица должна составлять не менее 30% от общего размера от уставного фонда.

Для создания предприятия с участием иностранного инвестора необходимо пройти следующие шаги:

— Разработка пакета учредительных документов или внесение изменений в документы действующего предприятия (если инвестиции привлекаются в уже существующее предприятие).

— Резервирование фирменного наименования.

— Нотариальное заверение учредительных документов.

— Государственная регистрация (перерегистрация) юридического лица.

— Изготовление основной печати и углового штампа (если требуется).

— Заключение договора на банковское обслуживание и открытие банковских счетов (для вновь создаваемых предприятий).

Учредительные документы могут быть подготовлены или самими учредителями, или по договору с ними третьими лицами (консультационными центрами, юридическими фирмами и т.п.). Можно обратиться в ближайшее подразделение торгово-промышленной палаты, специалисты которой на договорной основе разработают необходимые документы. Учредители могут использовать типовые формы учредительных документов, которые имеются на официальном сайте Министерства юстиции. http://www.minjust.uz/ru/interactive/documents/

Вновь созданное предприятие с участием иностранного инвестора приобретает статус юридического лица и право на осуществление деятельности после его государственной регистрации. Процедура регистрации не зависит от статуса создаваемого предприятия (ПИИ или УИК) — и те, и другие регистрируются Едиными центрами по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».

Следует обращаться в центр «одно окно» по месту нахождения учредителя — юридического лица или по месту постоянного жительства учредителя – физического лица. С 1 апреля 2017 года зарегистрировать субъект предпринимательства можно через Интернет с помощью автоматизированной системы регистрации субъектов предпринимательства, интегрированной в Единый портал интерактивных государственных услуг.

 

Документы необходимые для государственной регистрации предприятий с участием иностранного капитала

Заявление (электронный запрос – при регистрации через Интернет).

— Оригинал учредительных документов на государственном языке (в одном экземпляре).

— Копия платежного документа об уплате установленного размера государственной пошлины.

— При регистрации через Интернет: согласие каждого учредителя с узбекской стороны о вхождении в состав учредителей (подтверждение по e-mail).

— При регистрации через Интернет: заверение запроса ЭЦП всех иностранных учредителей.

— При регистрации в явочном порядке: доверенность (для иностранных инвесторов — переведенная на государственный язык и легализованная), если документы на регистрацию представляются представителем учредителя.

Запросы, направляемые через автоматизированную систему для государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями, предприятий с участием иностранного капитала, иных юридических лиц, в составе учредителей которых указываются лица, не являющиеся гражданами Республики Узбекистан, в обязательном порядке подписываются электронной цифровой подписью (ЭЦП) указанных лиц.

После государственной регистрации предприятие самостоятельно открывает расчетный и другие счета в учреждениях банка. В банк должна быть предоставлена карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати (при ее наличии).

Порядок открытия Банковского счета в Республике Узбекистан

Постановлением Правления Центрального банка (рег. № 1948-12 от 24.03.2017 г.) внесены изменения и дополнения в Инструкцию о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан. Это сделано в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 9.02.2017 г. № 66 «О мерах по реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 28 октября 2016 года № ПП–2646 «О совершенствовании системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства».

Предприятия оптовой торговли теперь вправе выбирать любой банк для открытия как основного, так и вторичного счета.

Резиденты – юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности* для открытия счетов не должны представлять в банк копию свидетельства о государственной регистрации, а также копии (нотариально заверенные копии) учредительных документов. Банки получают эти сведения из «Автоматизированной системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства».

Печать в заявлении на открытие счета ставится при ее наличии.

Для открытия депозитных счетов до востребования в национальной валюте резидентами — юридическими лицами, являющимися субъектами предпринимательской деятельности, индивидуальными предпринимателями, а также дехканскими хозяйствами в банк представляются следующие документы:

а) заявление на открытие счета по установленной форме;

б) индивидуальными предпринимателями, завозящими из-за рубежа товары, предназначенные для коммерческой деятельности – копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, завозящего товары, предназначенные для коммерческой деятельности, выданного органом налоговой службы по месту жительства;

в) копия свидетельства о государственной регистрации;

г) два экземпляра нотариально заверенных карточек с образцами подписей и отпиской печати по установленной форме;

д) резидентами-юридическими лицами, являющимися субъектами предпринимательской деятельности – учредительные документы (учредительный документ устав), а также нотариально заверенной копии внесенных изменений и дополнений к ним;

е) документ, удостоверяющий личность лица (паспорт или заменяющий его документ), имеющего полномочия подписания денежно-расчетных документов от имени клиента. Копия принимается банком после предъявления оригинала, удостоверяющего личность. Подробнее: https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/dlya_otkritiya_scheta_v_banke_uchreditalniye_dokumenty_ne_nujny

 

Реформы, проводимые в Узбекистане для бизнеса.

За 2017 год Узбекистан занял 87 место в рейтинге Doing Business Мирового Банка реализовав три реформы в таких сферах, как «Регистрация собственности», «Защита миноритарных инвесторов» и «Налогообложение». Страна упростила передачу прав на собственность за счет повышения прозрачности информации, усилила защиту миноритарных инвесторов путем разъяснения структуры собственности и контроля, и, наконец, сократила затраты, связанные с уплатой налогов за счет снижения единой ставки социальных платежей для работодателей, а также ставки налога на прибыль предприятий.

В тоже время, согласно данным доклада, несмотря на активную реформаторскую деятельность стран Центральной Азии за последние годы в сферах, исследуемых проектом «Ведение бизнеса», существуют возможности для улучшения таких показателей, как «Подключение к системе электроснабжения», «Международная торговля» и «Налогообложение».

Инновационные методы роста экономики Республики Узбекистан

В качестве локомотивов инновационного роста экономики Узбекистана обусловлено тем, что они обладают значительным производственно-техническим потенциалом, здесь сохранились квалифицированные кадры, на них приходится основная часть выпускаемой экспортной продукции и здесь имеются хорошие предпосылки для наращивания производства импортозамещающей продукции. К их числу следует отнести такие крупные корпоративные предприятия, как Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз», АО «Навоийский горно-металлургический комбинат», АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат», АО «Узбекистан темир йуллари», НАК «Узбекистан хаво йуллари», АО «Узавтосаноат», АО «Узхимпром», АО «Узбекэнерго» и другие.

Как свидетельствует опыт стран, добившихся успехов в обеспечении высоких темпов своего развития (Канада, Китай, Южная Корея, Сингапур) одним из главных условий их достижения явилась своевременное формирование взвешенных государственных инвестиционных политик и создание эффективных механизмов финансовой поддержки ключевых предприятий национальных экономик. Здесь были скорректированы бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и другие виды политики, переориентированные на создание действенных стимулов для различных категорий иностранных и внутренних инвесторов, участвующих в реализации крупных национальных, отраслевых и региональных проектов модернизации их национальных экономик. Важными инструментами сформированного в этих странах механизма финансирования программ инновационного развития ключевых предприятий стали займы и кредиты международных финансовых институтов, ресурсы крупных зарубежных институциональных инвесторов в лице инвестиционных и венчурных фондов. Коммерческих банков и страховых компаний, а также содействие государства в реализации программ публичного размещения их акций на крупных фондовых зарубежных биржах.

Однако, главным условием внедрения в этих странах инновационных методов финансирования и притока значительных объемов инвестиций стала заинтересованность самих ключевых компаний в привлечении внутреннего и иностранного капитала для нужд своего инновационного развития за счет умелого использовании потенциала таких прогрессивных инструментов финансирования, как синдицированные кредиты и проектное финансирование, лизинг и франчайзинг, акционерное и облигационное финансирование, венчурный и заемный капитал. Руководителем и специалистам экономических ведомств, финансовых институтов, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, а, самое главное, самим стратегически важным предприятием Узбекистана необходимо научиться работать со всеми указанными выше категориями инвесторов. т. к. от этого будет зависит приток иностранного капитала и нужды финансирования программ инновационного развития

Демография населения

Население Узбекистана на 1 июля 2018 года, по данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан, составило 32 900 100 человек.

В 2018 году численность населения Узбекистана увеличится на 463 942 человека и в конце года будет составлять 31 496 867 человека. Естественный прирост населения будет положительным и составит 505 837 человек.

 

Информация о возрастном составе постоянного населения Республики Узбекистан

 

     

 

численность 

удельный вес, %

Численность населения, всего

32120,5

100,0

в том числе:

 

 

узбеки

26917,7

83,8

каракалпаки

708,8

2,2

таджики

1544,7

4,8

казахи

803,4

2,5

русские

750,0

2,3

киргизы

274,4

0,9

татары

195,0

0,6

туркмены

192,0

0,6

корейцы

176,9

0,6

украинцы

70,7

0,2

другие

486,9

1,5

Информация о возрастном составе постоянного населения Республики Узбекистан

 

 

Численность

Удельный вес, %

Численность населения, всего

32120,5

100,0

в том числе:

 

 

младше трудоспособного возраста

9665,7

30,1

в трудоспособном возрасте

19440,8

60,5

старше трудоспособного возраста

3014,0

9,4