×

Пищевая промышленность

Резюме

Земли сельскохозяйственного назначения – 21,5 млн. гектаров;

Орошаемые земли – 4,2 млн. гектаров;

Среднегодовое количество солнечных дней – 320;

Возможность получения урожая – 3 раза в год;

Количество введенных в действие логистических центров – 6.

Причины инвестирования

Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики Узбекистана. Земли, используемые для сельскохозяйственного производства, занимают 45% территории Республики, около 50% населения проживает в сельской местности.

В совокупности с водным и лесным хозяйством отрасль обеспечивает занятость 3,6 млн чел. (27% занятых по экономике в целом) и 18% ВВП. Экспорт сельскохозяйственной продукции приносит Республике Узбекистан около 20-25% совокупных экспортных доходов.

Объем производства сельскохозяйственной продукции вырос за 20 лет почти в 3 раза, составив 24 млн. тонн плодоовощной культуры, из них 11, 3 млн. тонн овощей, 3,1 млн. тонн фруктов, 1,7 млн. тонн винограда и 2,1 млн. тонн бахчевых культур. Кроме того, в республике существует более 12 млн. голов крупнорогатого скота, более 20 млн. голов мелкорогатого скота, около 72 млн. птиц, а также производится более 2,4 млн. тонн мяса, более 10 млн. тонн молока, 37 тыс. тонн шерсти и более 7 млрд. шт. яиц ежегодно.  

В настоящее время, в целях развития сельского хозяйства, правительством проводятся меры по модернизации и диверсификации сельского хозяйства. Привлечение иностранных инвестиций играет важную роль для реализации вышеназванных мер. 

Привлечение инвестиций в сельское хозяйство осуществляется в трех направлениях, таких как привлечение инвестиций под гарантию правительства, прямых иностранных инвестиций, а также привлечение средств безвозмездного технического содействия.

В соответствии с статистикой землепользования в 2016-2017гг., чистая посевная площадь составляла:

  • Хлопок – 1 071 тыс.га;
  • Зерновые культуры – 1 100 тыс.га;
  • Сады – 275 тыс.га;
  • Виноградники – 150 тыс.га;
  • Овощевые культуры – 205 тыс.га;
  • Другие культуры – 200 тыс.га.

Узбекистан является производителем около ста наименований плодоовощных культур, из них экспортируется 70 наименований.

Узбекистан занимает третье место по экспорту хурмы, четвертое место по экспорту свежих и сушеных абрикосов и изюма, пятое место по экспорту чернослива, десятое место по экспорту винограда. В 2018 году Узбекистан переместился с пятого на четвертое место по экспорту черешни, опередив Испанию.

В Узбекистане имеются следующие факторы, способствующие развитию производства плодов и овощей:

  • низкая стоимость энергоресурсов и себестоимость производства;
  • экологичность;
  • отличные показатели содержания полезных веществ;
  • прекрасные органолептические свойства;
  • доступ к крупнейшим мировым рынкам.  

По данным ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), ежегодные потери плодоовощной продукции в мире достигают 30-35% объемов мирового производства. Для сокращения потерь, правительством Республики Узбекистан разработан план развития сельскохозяйственной инфраструктуры до 2021 года.

По данным Министерства сельского хозяйства Узбекистана, в стране до 2018 года создано 382 тысячи тонн складских помещений и 682 тысячи тонн холодильных камер. Объем хранимой продукции составляет всего лишь 4,4% по сравнению со всей производимой плодоовощной культурой. В 2017 году было введено в действие 6 логистических центров, обладающих дополнительными мощностями холодильного хранения в 120 тысяч тонн продукции, а также 7 метрических тонн в час индивидуального быстрого замораживания (IQF) и 45 рефрижераторных фургонов. По плану развития сельскохозяйственной инфраструктуры, до 2021 года планируется создать ещё 600 тысяч тонн холодильных камер, подключаемых к общей логистической сети. Для инвесторов это самый подходящий момент для инвестирования в данную сферу.   

В 2016-2017 годах на реализацию 568 проектов в сфере плодоовощеводства было выделено 288,5 млн. долларов США за счет средств МФИ, в том числе, на создание современного холодильного хранилища с мощностью 160 тыс. тонн, интенсивного сада на 2 532 гектаров, производства по переработке продуктов с мощностью 570 тыс. тонн в год и современных теплиц на 212,9 гектаров.

В республике имеется более 57 тыс. тепличных комплексов на более чем 8 300 гектарах, и в них производится:

  • томатов на 4 560 га;
  • огурцов на 2 397 га;
  • других овощей и цитрусовых на 1 282 га.

Совокупный объём мирового рынка продукции тепличных хозяйств – 12,6 млрд. долл. Ежегодный рост объема рынка – 11%.

Государством разработан план развития тепличных комплексов в Узбекистане, согласно которому их общая площадь в 2018-2030 годах должна превысить отметку в 68,0 тысяч гектаров.

Кроме того, в 2018-2020 годах планируется завершить создание минимум по одной лаборатории тестирования пищевых продуктов в каждой области – всего 14. Для достижения этой цели привлекаются средства МФИ.

Помимо роста населения, в том числе городского, его покупательской способности, роста розничной торговли в Узбекистане, в качестве основных факторов роста отрасли можно рассматривать и доступность рынков близлежащих государств. Так, если внутренний рынок Узбекистана складывается из населения в 33 млн. человек, доступный в рамках зоны свободной торговли рынок стран СНГ составляет население в 300 млн. человек.

Диверсификация сельскохозяйственного производства

В настоящее время в Узбекистане проводится политика дальнейшей диверсификации сельского хозяйства, в том числе:

  • Увеличение посевной площади плодоовощной продукции за счет сокращения более 135 тыс. га земли под хлопчатником и зерновыми культурами;
  • Развитие фермерского хозяйства путем стимулирования многопрофильной деятельности;
  • Выращивание нетрадиционных сельхозкультур (соя, шафран, перец, лекарственные травы и др.);
  • Создание кластеров для эффективного развития сельского хозяйства.
Статистика

Пищевая промышленность стала одним из важных сегментов по степени ее вклада в экономику Узбекистана, поскольку она вносит 13% ВВП.

Количество зарегистрированных предприятий пищевой промышленности увеличилось с 8 050 в 2014-2015 годах до 12 065 в 2017-2018 годах.

Инвестиции в основной капитал в зарегистрированном секторе пищевой промышленности выросли с 102,0 млн. долларов США в 2015-2017 годах до 495,7 млн. долларов США в 2018 году, при этом темпы роста составили 485%.

Данный сектор составляет 6,4% всего узбекского экспорта и 9,8% общего объема промышленных инвестиций. Кроме того, сектор считается 4-м крупнейшим акцептором ПИИ в Узбекистане.

Преимущества реализации проектов в Узбекистане
  • Предоставление земельных участков с инфраструктурой (газ, электричество, вода, транспортная система) в аренду сроком до 50 лет (Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. N 598-I);
  • Предоставление налоговых и таможенных льгот и преференций;
  • Конкурентоспособные по стоимости сырьевые ресурсы и рабочая сила.
Политика сектора

Банками Узбекистана открыты кредитные линии на проекты в сельскохозяйственной отрасли с процентной ставкой от 3,5 % до 14%. 

Правительством ежегодно выделяется кредитная линия за счет средств «Фонда реконструкции и развития» и Национального банком (NBU) для предоставления доступного кредита предприятиям пищевой отрасли и индивидуальным производителям пищевой продукции. 

В Узбекистане действует кредитные линии Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития и другие кредитные линии для развития пищевой отрасли и сельского хозяйства.

ХК «Узбекозиковкатхолдинг» совместно с Министерством сельского хозяйства разработан всеобъемлющий документ, определяющий национальную политику в сфере пищевой промышленности, и распространен среди заинтересованных организаций для получения предложений и рекомендаций. Документ направлен на создание национальной продовольственной сети Узбекистана и единого национального информационного портала для инвесторов.

Льготы и преференции

Указом Президента Республики Узбекистана УП-3594 от 11.04.2005 года, предприятия, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции и специализирующиеся на производстве продукции (оказании услуг), освобождаются от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.

Указанные налоговые льготы предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций:

  • от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США — сроком на 3 года;
  • от 3 млн. долларов США до 10 млн. долларов США — сроком на 5 лет;
  • свыше 10 млн. долларов США — сроком на 7 лет.

В настоящее предоставлены также следующие преференции для инвесторов:

  • снижен минимальный размер доли иностранных инвестиций в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями с 30 до 15 процентов для классифицирования предприятия в качестве совместного предприятия;
  • отменены требования по обязательному участию иностранного юридического лица в качестве участника предприятия с иностранными инвестициями;
  • снижен минимальный размер уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями с 600 миллионов сумов до 400 миллионов сумов (около 50 тысяч долларов США, по курсу ЦБ РУз на день момента вложения);  
  • снижен в три раза размер государственной пошлины за государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями;
  • отменен обязательный порядок заключения экспортных контрактов на плодоовощную продукцию по ценам не ниже цен, опубликованных АО «Узагроэкспорт»;
  • для юридических лиц, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции и специализирующихся на производстве продукции по перечню, утвержденному законодательством РУз, предусматривается применение льгот по отдельным налогам и другим обязательным платежам, при доле иностранных участников в уставном фонде (в уставном капитале) юридических лиц не менее 33%, а для акционерных обществ — не менее 15 % (Закон РУз от 23.09.2016 г. N ЗРУ-411), при вложении иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования, при направлении не менее 50 процентов доходов, полученных в результате предоставления льгот по налогам и другим обязательным платежам, в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития юридического лица;
  • оборот с реализации товаров (за исключением драгоценных металлов) на экспорт за иностранную валюту облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке;
  • имущество, ввозимое в Республики Узбекистан для собственных производственных нужд, освобождается от таможных платежей;
  • технологическое оборудование, запасные части к ним и др., не производимые в республике, освобождаются от таможенных платежей;          
  • сельхозпроизводители, внедряющие систему капельного орошения, освобождаются от уплаты единого земельного налога в течение 5 лет.  
Свободная экономическая зона БУХОРО-АГРО

Свободная экономическая зона «Бухоро-агро» организована в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2018 года №ПП-3843.

Цели:

  • Создание благоприятных условий для инвесторов для реализации инвестиционных проектов;
  • Организация тепличных хозяйств с использованием технологии гидропоники путем создания кластеров;
  • Создание центров логистики для поддержки экспорта сельхозпродуктов;
  • Создание условий для стандартизации и сертификации выращенных и переработанных продуктов;
  • Подготовка кадров в сельскохозяйственной отрасли.

Налоговые льготы для участников СЭЗ «Бухоро-агро» в зависимости от объема привлеченных иностранных инвестиций:

  • от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США – сроком на 3 года
  • от 3 млн. долларов США до 5 млн. долларов США – сроком на 5 лет
  • от 5 млн. долларов США до 10 млн. долларов США– сроком на 7 лет
  • от 10 млн. долларов США и выше — сроком на 10 лет

Участники, в том числе, освобождаются от уплаты единого налога для малых предприятий, земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество, целевых государственных фондов вышеуказанном периоде.

Участники освобождаются от таможенных платежей за:

  • оборудование;
  • сырье;
  • материалы;
  • комплектующие изделия.

Условия для участников:

  • предоставление кредитных ресурсов на приобретение импортного оборудования, технологий и материалов банками НБУ, АКБ «Узпромстройбанк» и АКБ «Асака-банк»;
  • предоставление оборудования на лизинговой основе без залогового обеспечения;
  • обеспечение инфраструктурой (природный газ, электричество, дорога и.т.д.);
  • наличие логистических центров;
  • визовое обеспечение иностранных специалистов.
Инвестиционные возможности
  • создание интенсивных садов;
  • создание тепличных хозяйств;
  • создание мощностей по переработке фруктов и овощей;
  • создание низкотемпературных камер хранения;
  • создание логистических центров;
  • создание кластеров — обеспечение цикла с нуля до конечной продукции, увеличение объема производства, хранения, переработки, сушки, упаковки и экспорта с/х продукции;
  • сохранение продуктов для экспортного назначения и сохранение продуктов путем ферментации: вино, пиво, уксус, дрожжи, безалкогольные напитки;
  • производство напитков, соков и концентратов на основе натуральных фруктов и овощей;
  • производство молочных продуктов: молока, творога, ароматизированного йогурта, плавленых и твердых сыров, мороженого, молочных сладостей;
  • создание современных животноводческих комплексов по производству и переработке мясомолочной продукции;
  • производство пищевых добавок;
  • производство хлебобулочных и кондитерских изделий;
  • производство средств хранения и тароупаковки пищевых продуктов: металлических банок, асептических упаковок, гофракоробок, экологически чистой тароупаковки;
  • производство оборудования для пищевой промышленности;
  • производство потребительского питания: упакованных продуктов питания, газированных безалкогольных напитков и упакованной питьевой воды;
  • производство детского питания. 
Иностранные инвесторы, действующие на территории СЭЗ

Нестле (Швейцария)

Пепси (США)

Кока-Кола (США)

Калсберг (Германия)

Бритиш Американ Тобакко (Великобритания-США)