1. Специальные экономические зоны
Специальная экономическая зона — это территория с особыми границами и отдельным правовым режимом с целью привлечения иностранных и местных инвестиций, высоких технологий и управленческого опыта для быстрого социально-экономического развития соответствующей территории.
Типы специальных экономических зон следующие:
— Свободная экономическая зона-территория, предназначенная для создания новых производственных мощностей, развития высокотехнологичного производства, активного вовлечения в развитие производства современной конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортно-ориентированной готовой промышленной продукции, а также обеспечения развития производства;
-Специальная научно — технологическая зона-территория, на которой сосредоточены научные организации и другие организации в сфере научной деятельности (технопарки, центры распространения технологий (передача технологий), инновационные кластеры, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы и др.) В целях развития инновационной инфраструктуры;
— Туристическо-рекреационная зона-территория, создаваемая для реализации инвестиционных проектов по возведению объектов современной туристской инфраструктуры (гостиничных комплексов, культурно-развлекательных, торговых, развлекательных и других туристских объектов), специальных функциональных и сезонных зон отдыха, обеспечивающих необходимые условия для обслуживания туристов;
— Зона свободной торговли — Зоны свободной торговли включают консигнационные склады, территории со специальными таможенными и налоговыми режимами, а также места для обработки, упаковки, сортировки и хранения товаров. Зоны свободной торговли создаются на пограничных пунктах таможенной территории Республики Узбекистан, в аэропортах, на железнодорожных переездах или в других местах;
— Специальная промышленная зона-территория, на которой вводится особый режим управленческой, хозяйственной и финансовой деятельности. К специальным промышленным зонам относятся обслуживающие и производственные зоны, организуемые путем выделения земельных участков для создания необходимой административной, научно-технической, производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры.
В нашей республике создано 25 промышленных зон на общей площади 8,6 тыс. га полезных земель. В этих промышленных зонах запущено 650 проектов стоимостью 43,9 трлн сумов, создано более 60 тысяч новых рабочих мест.
К сведению, в республике Каракалпакстан 3, Андижанской области 3, Бухарской области 3, Джизакской области 3, Кашкадарьинской области 1, Навоийской области 1, Наманганской области 2, Самаркандской области 1 , Сырдарьинской области 2, Сурхандарьинской области 1, Ташкентской области 3, в Ферганской области 1 и в Хорезмской области было создано 1 СЭЗ.
В специальных экономических зонах реализуется 431 проекты общей стоимостью 97,4 трлн сумов, в дальнейшем в результате полноценного запуска этих проектов планируется создать 55,8 тыс. новых рабочих мест. Специальные промышленных зон специализируется на таких областях, как фармацевтика, пищевая промышленность, легкая промышленность, строительные материалы, химия и нефтехимия, сельское хозяйство и электротехника.
1 712,3 гектар свободных земельных участков в специальных экономических зонах, разделенных на 1 426 лотов, выставлены на аукцион на сайте e-auksion.uz.
Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность МИЗ:
Деятельность специальных экономических зон регулируется следующими основными нормативными правовыми актами:
— Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» от 17.02.2020 г. ЗРУ- № 604 (Общие положения);
-Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 31 декабря 2019 года ЗРУ- 599 (налоговые льготы);
— Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2018 года № УП-5600 (порядок выставления земельных участков по аукциону);
-Указ Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года № УП -4853 “О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон”;
-Указ Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2018 года № УП -5600 ”О мерах по дальнейшему совершенствованию системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон»;
— Указ Президента Республики Узбекистан от 13 июня 2022 года № УП -153 “О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности специальных экономических, малых промышленных, молодежных промышленных и предпринимательских зон»;
-Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 сентября 2023 года № ПКМ-452”Об утверждении Административного регламента предоставления государственных услуг инвесторам на территории специальных экономических зон»;
2. Список свободных экономических зон
(ссылка: sez.gov.uz ); |
3.Список малых промышленных зон
1. «Nukus Technopark» МПЗ |
2. «Ayritom» МПЗ |
3. «Afrosiyob» МПЗ |
4. «Pakhtaobod» МПЗ |
5. «Telov» МПЗ |
6. «Maxam Chirchik» МПЗ |
7. «Almazar» МПЗ |
8. «Biochime» МПЗ |
9. «Farovon» МПЗ |
10. «Avtokhizmat» МПЗ |
11. «Pitnak KUSH» МПЗ |
12. «Shovot Bearing» МПЗ |
13. «Arablar» МПЗ |
14. Малые промышленные зоны Андижанской области |
15. Малые промышленные зоны Бухарской области |
16. Малых промышленных зон Джизакской области |
17. Малых промышленных зон Кашкадарьинской области |
18. Малых промышленных зон Республики Каракалпакстан |
19. Малые промышленные зоны Навоийской области |
20. Малые промышленные зоны Наманганской области |
21. Малые промышленные зоны Самаркандской области |
22. Малые промышленные зоны Сырдарьинской области |
23. Малые промышленные зоны Сурхандарьинской области |
24. Малые промышленные зоны Ташкентской области |
25. Малые промышленные зоны Ферганской области |
26. Малые промышленные зоны Хорезмской области |
27. «Zomin-Pharm» МПЗ |
https://davaktiv.uz/uz/kszlists
|
4.Льготы и преференции на территории свободных экономических зон»
В соответствии с Налоговым Кодексом Республики Узбекистан (глава 68) и Законом Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» и Указом Президента Республики Узбекистан №ПФ-4853 от 26 октября 2016 года В специальных экономических зонах участникам зон предоставляются некоторые налоговые и таможенные льготы.
Льготы по налоговым и таможенным платежам предоставляются на срок от 3 до 10 лет. Предприятия с иностранными инвестициями и участники Свободной экономической зоны (ИЭЗ) освобождаются от уплаты налога на имущество, земельного налога и налога за использование водных ресурсов в зависимости от размера осуществленных инвестиций:
Кроме того, участники СЭЗ освобождаются от уплаты налога на прибыль в зависимости от объема их инвестиций:
Также, участники СЭЗ имеют право отсрочить уплату налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на срок до 120 дней.
Таможенные льготы для участников СЭЗ освобождаются от уплаты следующих таможенных сборов (кроме сборов за таможенное оформление) при ввозе на территорию Республики Узбекистан:
Государство обеспечивает гарантированное подключение участников свободных экономических зон к инженерно-коммуникационным сетям, своевременно подключая их к производственным площадкам.
5.Порядок рассмотрения и одобрения инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон
Принятие административными советами решения о реализации проекта на территории свободных экономических зон осуществляется только при наличии положительного заключения ГУП «Центр комплексной экспертизы и импортных контрактов при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан» (далее — Центр) по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов.
Срок выдачи центром заключения по бизнес-планам реализуемых проектов или их технико-экономическому обоснованию не должен превышать двадцати календарных дней. Срок рассмотрения инвестиционных поручений административными советами по размещению производственных объектов на территории. Заключение центра вместе с процессом выдачи не должно превышать тридцати календарных дней.
Инвестор представляет в дирекцию СЭЗ заполненный инвестиционный заказ на размещение инвестиционного проекта на территории СЭЗ, к которому прилагаются:
Все документы представляются инвестором в Дирекцию с приложением заверенного в установленном порядке перевода на государственный или русский язык. Инвестор несет ответственность за достоверность представляемых сведений и документов.
Административный совет рассматривает внесенные инвестиционные заявки и бизнес-планы и по итогам принимает решение о возможности реализации проекта на территории СЭЗ или необходимости доработки представленных документов или нецелесообразности реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ.
В бизнес-плане, представляемом в Дирекцию, должны быть отражены следующие основные сведения:
6.Презентация специальных экономических зон
7.Свободные площади специальных экономических зон
Привлечение свободного земельного участка в инвестиционный проект в МПЗ «Зомин Фарм»
Привлечение свободного земельного участка в инвестиционный проект в МПЗ «Зомин Фарм»
Привлечение свободного земельного участка МПЗ «Араблар»в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка МПЗ «Максам Чирчик» в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Чирокчи» в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Хазорасп» в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Ургут» в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Нукус» в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Наманган» в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Навоий»в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Коканд» в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Гиждуван» в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Бухара агро» в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Ангрен» в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка и здания МПЗ «Нукус Технопарк» в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка в МПЗ «Телов»в инвестиционный проект
Привлечение свободного земельного участка и здания МПЗ «Шовот подшипник»в инвестиционный проект
Любое использование (воспроизведение, опубликование, копирование, перепечатывание, распространение, перевод, передача в эфир, переработка и другие способы распространения) материалов Инвестиционного портала - Invest.gov.uz, без указание первоисточника и ссылки на Портал строго запрещено!