×

Версия для слабовидящих

Call-center
+998 (71) 202-02-10

СЭЗ и МПЗ

1. Специальные экономические зоны

Специальная экономическая зона — это территория с особыми границами и отдельным правовым режимом с целью привлечения иностранных и местных инвестиций, высоких технологий и управленческого опыта для быстрого социально-экономического развития соответствующей территории.

Типы специальных экономических зон следующие:

— Свободная экономическая зона-территория, предназначенная для создания новых производственных мощностей, развития высокотехнологичного производства, активного вовлечения в развитие производства современной конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортно-ориентированной готовой промышленной продукции, а также обеспечения развития производства;

-Специальная научно — технологическая зона-территория, на которой сосредоточены научные организации и другие организации в сфере научной деятельности (технопарки, центры распространения технологий (передача технологий), инновационные кластеры, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы и др.) В целях развития инновационной инфраструктуры;

— Туристическо-рекреационная зона-территория, создаваемая для реализации инвестиционных проектов по возведению объектов современной туристской инфраструктуры (гостиничных комплексов, культурно-развлекательных, торговых, развлекательных и других туристских объектов), специальных функциональных и сезонных зон отдыха, обеспечивающих необходимые условия для обслуживания туристов;

— Зона свободной торговли — Зоны свободной торговли включают консигнационные склады, территории со специальными таможенными и налоговыми режимами, а также места для обработки, упаковки, сортировки и хранения товаров. Зоны свободной торговли создаются на пограничных пунктах таможенной территории Республики Узбекистан, в аэропортах, на железнодорожных переездах или в других местах;

— Специальная промышленная зона-территория, на которой вводится особый режим управленческой, хозяйственной и финансовой деятельности. К специальным промышленным зонам относятся обслуживающие и производственные зоны, организуемые путем выделения земельных участков для создания необходимой административной, научно-технической, производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры.

В нашей республике создано 25 промышленных зон на общей площади 8,6 тыс. га полезных земель. В этих промышленных зонах запущено 650 проектов стоимостью 43,9 трлн сумов, создано более 60 тысяч новых рабочих мест.

К сведению, в республике Каракалпакстан 3, Андижанской области 3, Бухарской области 3, Джизакской области 3, Кашкадарьинской области 1, Навоийской области 1, Наманганской области 2, Самаркандской области 1 , Сырдарьинской области 2, Сурхандарьинской области 1, Ташкентской области 3, в Ферганской области 1 и в Хорезмской области было создано 1 СЭЗ.

В специальных экономических зонах реализуется 431 проекты общей стоимостью 97,4 трлн сумов, в дальнейшем в результате полноценного запуска этих проектов планируется создать 55,8 тыс. новых рабочих мест. Специальные промышленных зон специализируется на таких областях, как фармацевтика, пищевая промышленность, легкая промышленность, строительные материалы, химия и нефтехимия, сельское хозяйство и электротехника.

1 712,3 гектар свободных земельных участков в специальных экономических зонах, разделенных на 1 426 лотов, выставлены на аукцион на сайте e-auksion.uz.

         Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность МИЗ:

Деятельность специальных экономических зон регулируется следующими основными нормативными правовыми актами:

— Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» от 17.02.2020 г. ЗРУ- № 604 (Общие положения);

-Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 31 декабря 2019 года ЗРУ- 599 (налоговые льготы);

— Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2018 года № УП-5600 (порядок выставления земельных участков по аукциону);

-Указ Президента Республики Узбекистан от 26 октября 2016 года № УП -4853 “О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон”;

-Указ Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2018 года № УП -5600 ”О мерах по дальнейшему совершенствованию системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон»;

— Указ Президента Республики Узбекистан от 13 июня 2022 года № УП -153 “О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности специальных экономических, малых промышленных, молодежных промышленных и предпринимательских зон»;

-Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 сентября 2023 года № ПКМ-452”Об утверждении Административного регламента предоставления государственных услуг инвесторам на территории специальных экономических зон»;

2. Список свободных экономических зон

    1. «Навоий» СЭЗ
    2. «Ангрен» СЭЗ
    3. «Жиззах» СЭЗ
    4. «Ургут» СЭЗ
    5. «Ғиждувон» СЭЗ
    6. «Қўқон» СЭЗ
    7. «Наманган» СЭЗ
    8. «Ҳазорасп» СЭЗ
    9. «Термиз» СЭЗ
    10. «Нукус-фарм» СЭЗ
    11. «Зомин-фарм» СЭЗ
    12. «Косонсой-фарм» СЭЗ
    13. «Сирдарё-фарм» СЭЗ
    14. «Бойсун-фарм» СЭЗ
    15. «Бўстонлиқ-фарм» СЭЗ
    16. «Паркент-фарм» СЭЗ
    17. «Андижон-фарм» СЭЗ
    18. «Чорвоқ» СЭЗ
    19. «Балиқ ишлаб чикарувчи» СЭЗ
    20. «Сирдарё» СЭЗ
    21. «Бухоро-агро» СЭЗ
    22. «Чирокчи» СЭЗ

    (ссылка: sez.gov.uz );

3.Список малых промышленных зон

1.     «Nukus Technopark» МПЗ

2.      «Ayritom» МПЗ

3.       «Afrosiyob» МПЗ

4.      «Pakhtaobod» МПЗ

5.      «Telov» МПЗ

6.      «Maxam Chirchik» МПЗ

7.      «Almazar» МПЗ

8.      «Biochime» МПЗ

9.       «Farovon» МПЗ

10.  «Avtokhizmat» МПЗ

11.  «Pitnak KUSH» МПЗ

12.  «Shovot Bearing» МПЗ

13.  «Arablar» МПЗ

14.   Малые промышленные зоны Андижанской области

15.  Малые промышленные зоны Бухарской области

16.   Малых промышленных зон Джизакской области

17.   Малых промышленных зон Кашкадарьинской области

18.  Малых промышленных зон Республики Каракалпакстан

19.  Малые промышленные зоны Навоийской области

20. Малые промышленные зоны Наманганской области

21.  Малые промышленные зоны Самаркандской области

22.   Малые промышленные зоны Сырдарьинской области

23.   Малые промышленные зоны Сурхандарьинской области

24.  Малые промышленные зоны Ташкентской области

25.  Малые промышленные зоны Ферганской области

26.   Малые промышленные зоны Хорезмской области

27.  «Zomin-Pharm» МПЗ

 

 

https://davaktiv.uz/uz/kszlists

 

4.Льготы и преференции на территории свободных экономических зон

В соответствии с Налоговым Кодексом Республики Узбекистан (глава 68) и Законом Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах» и Указом Президента Республики Узбекистан №ПФ-4853 от 26 октября 2016 года В специальных экономических зонах участникам зон предоставляются некоторые налоговые и таможенные льготы.

Льготы по налоговым и таможенным платежам предоставляются на срок от 3 до 10 лет. Предприятия с иностранными инвестициями и участники Свободной экономической зоны (ИЭЗ) освобождаются от уплаты налога на имущество, земельного налога и налога за использование водных ресурсов в зависимости от размера осуществленных инвестиций:

  • от 300 тысяч долларов до 3 миллионов долларов – сроком на 3 года;
  • от 3 миллионов долларов до 5 миллионов долларов – сроком на 5 лет;
  • от 5 миллионов долларов до 10 миллионов долларов – сроком на 7 лет;
  • от 10 миллионов долларов и выше – сроком на 10 лет.

Кроме того, участники СЭЗ освобождаются от уплаты налога на прибыль в зависимости от объема их инвестиций:

  • От $3 млн до $5 млн – сроком на 3 года;
  • От $5 млн до $15 млн – сроком на 5 лет;
  • От 15 миллионов долларов и выше – сроком на 10 лет.

Также, участники СЭЗ имеют право отсрочить уплату налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на срок до 120 дней.

Таможенные льготы для участников СЭЗ освобождаются от уплаты следующих таможенных сборов (кроме сборов за таможенное оформление) при ввозе на территорию Республики Узбекистан:

  • строительные материалы для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным контрактом в период строительства;
  • сырье, материалы и комплектующие, используемые для производства и реализации продукции на экспорт, а также их аналоги, технологическое          оборудование, не          производимое в Республике Узбекистан по утвержденному   перечню (перечень утверждается Постановлением Кабинета Министров          Республики Узбекистан №352 Республики Узбекистан от 04.06.2021).

Государство обеспечивает гарантированное подключение участников свободных экономических зон к инженерно-коммуникационным сетям, своевременно подключая их к производственным площадкам.

5.Порядок рассмотрения и одобрения инвестиционных проектов на территории свободных экономических зон
 

  1. Отбор инвестиционных проектов для размещения в СЭЗ осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения отбора инвестиционных проектов для размещения на территории СЭЗ и регистрации участников СЭЗ (далее – Положение), утвержденным постановлением Кабинета Министров от 16.01.2018г. № 29.

    Принятие административными советами решения о реализации проекта на территории свободных экономических зон осуществляется только при наличии положительного заключения ГУП «Центр комплексной экспертизы и импортных контрактов при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан» (далее — Центр) по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов.

    Срок выдачи центром заключения по бизнес-планам реализуемых проектов или их технико-экономическому обоснованию не должен превышать двадцати календарных дней. Срок рассмотрения инвестиционных поручений административными советами по размещению производственных объектов на территории. Заключение центра вместе с процессом выдачи не должно превышать тридцати календарных дней.

    Инвестор представляет в дирекцию СЭЗ заполненный инвестиционный заказ на размещение инвестиционного проекта на территории СЭЗ, к которому прилагаются:

    • сведения о регистрации юридического лица (инвестора) или иной документ, подтверждающий деятельность этого инвестора;
    • бизнес-план предлагаемого инвестиционного проекта;
    • сведения, подтверждающие опыт работы инвестора в соответствующей сфере и/или реализации аналогичных проектов. В случае отсутствия у инвестора опыта работы в соответствующей сфере и/или реализации аналогичного инвестиционного проекта, инвестор предоставляет в Дирекцию информацию о технологических партнерах, участвующих в реализации инвестиционного проекта;
    • информация о финансовой деятельности инвестора за последние три года.

    Все документы представляются инвестором в Дирекцию с приложением заверенного в установленном порядке перевода на государственный или русский язык. Инвестор несет ответственность за достоверность представляемых сведений и документов.

    Административный совет рассматривает внесенные инвестиционные заявки и бизнес-планы и по итогам принимает решение о возможности реализации проекта на территории СЭЗ или необходимости доработки представленных документов или нецелесообразности реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ.

    В бизнес-плане, представляемом в Дирекцию, должны быть отражены следующие основные сведения:

    • информация об организации юридического лица (далее — заявителя) или его учредителях, их опыте в соответствующей сфере и в реализации аналогичного инвестиционного проекта;
    • количество создаваемых рабочих мест с указанием источников найма персонала (местные — выпускники колледжей, лица, направляемые биржей труда, работники других организаций и привлечение специалистов из-за рубежа);
    • наименование, специфика и объемы планируемой к выпуску продукции;
    • предполагаемые цены и рынки сбыта выпускаемой продукции, с указанием объемов поставок на внутренний и внешние рынки;
    • маркетинговые исследования внутреннего и внешних рынков сбыта планируемой к выпуску продукции;
    • наличие сырьевой базы и гарантированной возможности обеспечения сырьем и материалами на период реализации инвестиционного проекта, с раздельным указанием местных и импортных материалов, комплектующих изделий;
    • расчеты уровня локализации производства и изменения товарной позиции конечной продукции по коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан (код по ТН ВЭД версия 2017) по сравнению с исходным сырьем на уровне одного из первых 4-х знаков;
    • логистика и транспортировка необходимых для производства ресурсов и готовой продукции;
    • необходимые объёмы и параметры средств инженерно-коммуникационного обеспечения (электроэнергия, природный газ, питьевая и техническая вода, канализация, автодорога) для реализации инвестиционного проекта и стабильного функционирования производства;
    • наличие производственных выбросов, с указанием видов и объёмов газов, твердых и жидких отходов;
    • предполагаемые размеры необходимого участка для рационального размещения производства;
    • предварительная схема размещения производства с указанием расположения основного производственного цеха, оборудования и технологической линии, административно-бытового корпуса, складских и других вспомогательных помещений;
    • описание технологии производства (с учетом экологических требований) с перечнем технологического оборудования, производителей, поставщиков и стран;
    • характеристика технологического оборудования, предполагаемого к использованию на производстве, а также применяемая в инвестиционном проекте системы менеджмента, отвечающей международным стандартам;
    • предполагаемые объемы, вид и сроки внесения инвестиций, источники финансирования и предполагаемое залоговое обеспечение в случае привлечения займа;
    • финансово-экономические расчеты и показатели экономической эффективности реализации инвестиционного проекта.
    • Дирекция в течение 2 рабочих дней рассматривает представленные инвестиционную заявку и прилагаемые к ней документов на предмет соответствия требованиям пунктов 6 и 7 Положения постановления Кабинета Министров от 16.01.2018г. № 29.
    • Инвестиционные заявки, поданные с нарушением требований пунктов 6 и 7 Положения постановления Кабинета Министров от 16.01.2018г. № 29, возвращаются инвестору без рассмотрения, с указанием выявленных недостатков.
6.Презентация специальных экономических зон
7.Свободные площади специальных экономических зон

Привлечение свободных земельных участков малых промышленных зон Кашкадарьинской области в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка в инвестиционный проект в МПЗ «Зомин Фарм»

Привлечение свободных земельных участков малых промышленных зон Джизакской области в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка в инвестиционный проект в МПЗ «Зомин Фарм»

Привлечение свободных земельных участков малых промышленных зон Бухарской области в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка и здания (1541 кв.м.) к в инвестиционный проект в МПЗ «Афросиёб»

Привлечение свободного земельного участка МПЗ «Араблар»в инвестиционный проект

Привлечение свободных земельных участков малых промышленных зон Андижанской области в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка и здания (5110 кв.м.) МПЗ «Айритом» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка и здания (2200 кв.м.) МПЗ «Автохизмат» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка и здания (10096 кв.м.) МПЗ «Биокимё” в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка МПЗ «Максам Чирчик» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Чирокчи» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Хазорасп» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Ургут» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Нукус» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Наманган» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Навоий»в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Коканд» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Гиждуван» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Бухара агро» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка СЭЗ «Ангрен» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка и здания МПЗ «Нукус Технопарк» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка и здания (1216 кв.м.) МПЗ «Пахтаобод» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка и здания (5243 кв.м.) МПЗ «Питнак КУШ» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка и здания (5243 кв.м.) МПЗ «Питнак КУШ» в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка и здания (5243 кв.м.) МПЗ «Питнак КУШ» в инвестиционный проект

Привлечение свободных земельных участков малых промышленных зон Самаркандской области в инвестиционный проект

Привлечение свободных земельных участков малых промышленных зон Сырдарьинской области в инвестиционный проект

Привлечение свободных земельных участков малых промышленных зон Сурхандарьинской области в инвестиционный проект

Привлечение свободных земельных участков малых промышленных зон Ташкентской области в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка в МПЗ «Телов»в инвестиционный проект

Привлечение свободных земельных участков малых промышленных зон Ферганской области в инвестиционный проект

Привлечение свободных земельных участков малых промышленных зон Хорезмской области в инвестиционный проект

Привлечение свободного земельного участка и здания МПЗ «Шовот подшипник»в инвестиционный проект