×

Версия для слабовидящих

Call-center
+998 (71) 202-02-10

Состоялось первое заседание трёхсторонней рабочей группы высокого уровня по строительству железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар»

2 февраля текущего года в рамках пребывания правительственных делегаций Исламской Республики Афганистан и Исламской Республики Пакистан в г.Ташкенте состоялось заседание трёхсторонней рабочей группы высокого уровня по реализации проекта строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» с участием руководителей ключевых министерств, ведомств трех стран, глав дипломатических миссий Исламской Республики Афганистан, Исламской Республики Пакистан и Соединенных Штатов Америки в Республике Узбекистан, а также представителей международных финансовых институтов, некоторые из которых приняли участие в мероприятии посредством видеоконференцсвязи.

C узбекской стороны рабочую группу возглавил заместитель Премьер-министра – министр инвестиций и внешней торговли С.Умурзаков, с афганской стороны – министр иностранных дел Х.Атмар, с пакистанской стороны – советник Премьер-министра по вопросам торговли, текстильной промышленности и инвестиций А.Давуд.

Мероприятие стало логическим продолжением серии переговоров на высшем и высоком уровнях, по итогам которых 29 декабря 2020 года главами Узбекистана, Афганистана и Пакистана было направлено совместное обращение в адрес международных финансовых институтов с предложением поддержать проект строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар».

Из-за отсутствия прямого выхода к международным морским портам государства Центральной Азии и Афганистан несут существенные транспортно-транзитные расходы, которые в 2-3 раза превышают аналогичные затраты приморских стран. Эта проблема особо актуализировалась в период пандемии «COVID-19», наложившей существенные ограничения на международные грузовые перевозки.

В этих условиях строительство железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар» позволит существенно сократить сроки и стоимость транспортировки грузов между странами Южной Азии и Европы через Центральную Азию.

Новая трансафганская железная дорога, обеспечивающая выход на пакистанские морские порты «Карачи», «Касем» и «Гвадар», свяжет Южноазиатскую железнодорожную систему с Центральноазиатской и Евразийской железнодорожными системами и будет способствовать кардинальному повышению транзитного потенциала Центральной Азии, привлечению значительных потоков грузов, а также возродит историческую роль региона в качестве моста, связывающего Европу и Азию кратчайшим сухопутным маршрутом.

Реализация проекта также создаст уникальные возможности для обеспечения мира и стабильности в Афганистане, стимулирования поступательного экономического роста этой страны за счет создания десятков тысяч новых рабочих мест и формирования условий для освоения богатых запасов полезных ископаемых (меди, олова, цинка, железной руды, мрамора, гранита, травертина и других) вдоль маршрута пролегания железной дороги.

В рамках повестки заседания были всесторонне рассмотрены различные аспекты реализации проекта строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», обсуждены практические вопросы, связанные с организацией трёхсторонней совместной международной экспедиции для проведения геодезических, гидрогеологических и топографических исследований, подготовкой схемы прокладки участков железнодорожной линии и соответствующих картографических материалов,  разработкой предварительного технико-экономического обоснования проекта, а также выработкой эффективных механизмов  финансирования предпроектных исследований, управлением строительства и распределением обязанностей сторон.

Выступая в ходе заседания главы делегаций трех стран озвучили общую позицию, обозначив данный проект в качестве мощной платформы в контексте стимулирования роста национальных экономик, региональной и межрегиональной торговли, а также укрепления исторических торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей между тремя странами.

Также в ходе мероприятия выступили представители международных финансовых институтов, подчеркнувшие стратегическую важность проекта и озвучившие готовность к совместному участию в его реализации. При этом была отмечена необходимость в обеспечении качественной подготовки предпроектной документации и проведения тщательных исследований и экономического анализа. Проект характеризуется сложностью в связи с проведением строительных работ в горной местности, где большей частью пролегает маршрут железной дороги.

В своих выступлениях вице-президент Азиатского банка инфраструктурных инвестиций Константин Лимитовский, вице-президент Европейского банка реконструкции и развития Алан Пиллоу, вице-президент Исламского банка развития Мансур Мухтар, региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии Лилия Бурунчук, директор департамента Азиатского банка развития Евгений Жуков и советник президента Европейского инвестиционного банка Флавиа Паланза приветствовали инициативу по реализации проекта строительства трансафганской железной дороги, признав ее стратегическое значение в контексте развития регионального сотрудничества, стимулирования интеграции стран Центральной Азии в региональные и глобальные производственно-сбытовые цепочки, а также устойчивого экономического роста и сокращения бедности в регионе.

Партнеры по развитию единогласно выразили готовность оказать всестороннюю поддержку правительствам Узбекистана, Афганистана и Пакистана на всех этапах проработки проекта и озвучили предложение по привлечению различных инструментов смешанного финансирования для имплементации проекта.

В заключение главы делегаций трех стран выразили твердую приверженность дальнейшему расширению сотрудничества по обеспечению устойчивого экономического и инфраструктурного развития региона.

По итогам мероприятия была подписана совместная «Дорожная карта» по реализации проекта строительства железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», отражающая ключевые договоренности, достигнутые в ходе мероприятия.

https://mift.uz/