×

Версия для слабовидящих

Call-center
+998 (71) 202-02-10

МВФ: Реализованный правительством пакет мер поддержки был своевременным и высокоадресным

Миссия Международного валютного фонда (МВФ) под руководством Рона ван Родена с 25 января по 16 февраля провела с Узбекистаном консультации 2021 года по статье IV Статей соглашения МВФ.

В заявлении по итогам консультаций описываются экономическая ситуация, налогово-бюджетная, денежно-кредитная и финансовая политика, а также структурные реформы.

Экономическая ситуация, перспективы и риски

  1. Пандемия COVID -19 оказала существенное, но пока кратковременное негативное воздействие на экономику Узбекистана. Несмотря на то, что в первой половине 2020 года пандемия нанесла сильный удар по экономике и стала тяжелым испытанием, спад был смягчен благодаря решительным и своевременным мерам по ограничению ее распространения и оказанию поддержки. Такие меры включали эффективные действия в области здравоохранения, а также принятие комплекса мер в бюджетной, денежно-кредитной и финансовой сферах, что стало возможным благодаря значительным буферным запасам, накопленным в результате проведения взвешенной макроэкономической политики в предыдущие годы и благодаря существенной международной поддержке. Эти решительные ответные меры экономической политики создали возможность для энергичного восстановления активности во второй половине года; при этом отрасли сельского хозяйства и строительства демонстрировали устойчивость в течение всего года. В результате Узбекистан оказался в числе немногих стран с положительными общими темпами роста за 2020 год на уровне 1,6 процента, что, однако, приблизительно на 4 процентных пункта ниже прогноза, сделанного до пандемии.
  2. Реализованный официальными органами пакет мер поддержки был своевременным и высокоадресным. В уточненный бюджет на 2020 год были включены масштабные дополнительные расходы на здравоохранение, социальную помощь и инвестиции, а также поддержку предприятий, включая предоставление отсрочек по уплате налогов и финансовую поддержку. Фактическое использование средств оказалось меньшим, чем прогнозировалось, что отчасти отражает более быстрое, чем ожидалось, восстановление активности, а также некоторые задержки в осуществлении инвестиционных расходов, в результате чего общий дефицит бюджета в 2020 году составил около 4½ процентов ВВП, или приблизительно на 2½ процентных пункта меньше, чем предусматривалось в уточненном бюджете. Центральный банк Республики Узбекистан (ЦБУ) снизил основную ставку и предоставил банкам дополнительную ликвидность, тем самым поддержав общий объем ликвидности и кредитования. Банкам было рекомендовано разрешать предприятиям и домашним хозяйствам осуществлять платежи по кредитам с отсрочкой, что значительно облегчило их финансовое бремя. Инфляция продолжала снижаться, хотя повышенные цены на продовольствие удерживали общий уровень инфляци у нижней границы двузначных значений, составив к концу года чуть более 11 процентов.

 

  1. Ожидается, что в 2021 году продолжится восстановление роста, однако уровень неопределенности остается высоким, и восстановление будет зависеть, в частности, от масштабов вакцинации. С учетом развертывания вакцинации во всех странах, ожидаемого восстановления роста в странах — торговых партнерах и благодаря восстановлению экономики страны во второй половине 2020 года, прогноз по росту экономики в 2021 году составляет приблизительно 5%. Однако возможна задержка с восстановлением роста вследствие новой волны заболеваемости, более медленных, чем ожидается, темпов вакцинации или возможного введения новых мер по сдерживанию пандемии, а также более низкого роста в странах, являющихся основными торговыми партнерами Узбекистана, и колебаний цен на сырьевые товары, прежде всего цен на золото. Принимая во внимание ограниченные финансовые возможности программы COVAX Всемирной организации здравоохранения, официальные органы обоснованно ставят цель получения вакцин и из других источников.

Налогово-бюджетная политика

  1. Восстановление также будет зависеть от продолжения экономической политики, направленной на защиту жизни людей, поддержку роста и смягчение экономических последствий пандемии. В настоящее время нельзя ослаблять усилия. В бюджете на 2021 год обоснованно предусмотрено проведение адаптивной налогово-бюджетной политики, допускающей размер общего дефицита бюджета до 5½ ВВП, в том числе путем обеспечения достаточности ресурсов для системы здравоохранения, а также для закупки и распределения вакцин при дальнейшем расширении социального обеспечения. Повышение заработной платы с учетом инфляции, отложенное в 2020 году, также будет способствовать поддержанию спроса. Если риски ухудшения прогноза материализуются, может потребоваться дополнительная поддержка. В частности, имеются возможности для дальнейшего расширения бюджетной поддержки за счет увеличения целевых трансфертов уязвимым домашним хозяйствам и жизнеспособным предприятиям и ускорения реализации государственных инвестиционных планов. В связи с ростом уровня безработицы и бедности в результате пандемии необходимо и далее расширять охват системы социальной защиты, совершенствуя при этом ее адресную направленность.
  2. Более высокий дефицит бюджета в текущем году может быть компенсирован постепенной бюджетной консолидацией в последующие годы. Несмотря на то, что государственный и гарантированный государством долг все еще находится на относительно умеренном уровне, к концу 2020 года он достиг почти 38 процентов ВВП, что почти в два раза больше, чем несколько лет назад. План правительства по переходу к основанному на правилах определению среднесрочных параметров бюджета заслуживает одобрения. При постепенном снижении в ближайшие годы общего дефицита до приблизительно 2 процентов ВВП, что согласуется с обязательствами официальных органов, государственный долг должен оставаться на устойчивом уровне. Накопленные международные буферные резервы и низкие риски пролонгации кредитов снижают потенциальные риски возникновения критической долговой ситуации. По мере достижения уверенного восстановления экономики можно будет высвободить ресурсы для инвестирования в человеческий капитал и инфраструктуру в целях содействия достижению целей устойчивого развития (ЦУР). В то же время официальным органам следует осмотрительно управлять внешними заимствованиями, особенно путем совершенствования процедур определения приоритетности капитальных проектов, создания единого портфеля прошедших оценку проектов и обеспечения их полного включения в бюджетные процессы. Официальным органам следует также совершенствовать оценку фискальных рисков, в том числе связанных с государственными предприятиями (ГП) и проектами государственно-частного партнерства.

Денежно-кредитная и финансовая политика

  1. Курс денежно-кредитной политики ЦБУ остается обоснованным. Денежно-кредитная политика должна и далее сосредоточиваться на продолжении снижения инфляции, обеспечивая при этом гибкость обменного курса, в целях дальнейшего укрепления доверия и лучшего закрепления инфляционных ожиданий. Согласно прогнозам, в рамках текущей политики прогнозируется постепенное снижение инфляции, до уровня чуть ниже 10% к концу 2021 года. ЦБУ значительно усовершенствовал основу своей денежно-кредитной политики и операционную деятельность, однако передача воздействия политики по-прежнему сдерживается низким уровнем финансового посредничества, в частности низкой долей частных депозитов в банковском финансировании, а также высокой степенью долларизации. Для укрепления доверия к национальной валюте и банковской системе по-прежнему необходимо продолжать проведение взвешенной кредитно-денежной политики и дальнейшее реформирование финансового сектора, обеспечивая и далее защиту независимости центрального банка. Ставки по кредитам должны быть полностью рыночными, при этом кредитование по льготным ставкам должно быть заменено субсидиями для тех видов деятельности, которым официальные органы хотят оказать поддержку.
  2. ЦБУ должен вести тщательный мониторинг банковской системы, поскольку воздействие пандемии на ее финансовое состояние, скорее всего, еще не проявилось в полной мере. Банки вошли в кризис с относительно большими буферными запасами капитала, но ЦБУ обоснованно дал банкам указания воздержаться от выплаты дивидендов. По мере отступления пандемии и постепенного свертывания отсрочек по погашению кредитов необходимо будет проводить комплексную независимую оценку качества активов и стресс-тестирование, а также признать убытки по кредитам. Риски могут также возникнуть в связи с высоким ростом кредитования в последние годы, которое банки финансировали в основном за счет оптового финансирования и в значительной степени в иностранной валюте. Кроме того, кредитные портфели характеризуются высокой концентрацией и валютными рисками, при этом самые высокие риски связаны в основном с ГП. Потребуется дальнейшее укрепление надзора, в то время как планируемое принятие нового закона об оздоровлении банков и поправок к закону о защите депозитов повысит способность ЦБУ справляться с любыми трудностями в банковском секторе.

Структурные реформы

  1. Перед официальными органами стоит задача не только поддержать восстановление экономики Узбекистана, но и продолжить ее преобразование в современную рыночную экономику. За последние несколько лет Узбекистан добился значительного прогресса в реализации масштабных реформ. На первом этапе акцент был сделан, главным образом, на улучшении управления макроэкономикой в целом, с либерализацией цен, валютного рынка и торговли, а также на значительном совершенствовании основ налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. В то же время еще предстоит осуществить большую программу предстоящих реформ; в связи с воздействием пандемии на административный потенциал произошло неизбежное замедление темпов реформ.
  2. Необходимо ускорить осуществление структурных реформ, с тем чтобы заложить основу для высокого, устойчивого и более инклюзивного экономического роста. Официальные органы признают это, как было подчеркнуто и в новогоднем обращении Президента к Парламенту. На следующем этапе реформ, как отмечалось также в Послании Президента, необходимо сосредоточиться на снижении большой роли государства в экономике и создании динамичного и устойчивого частного сектора. Эти реформы потребуют тщательной подготовки и определения последовательности их реализации с привлечением дальнейшей помощи от международных финансовых организаций и других советников. Их своевременная реализация имеет важное значение, поскольку для получения результ атов некоторых из этих реформ может потребоваться время.
  3. Совершенствование стимулов, институтов и исходных ресурсов играет ключевую роль в создании динамичного частного сектора и привлечении большего объема частных инвестиций :

Для совершенствования стимулов официальные органы должны продвигаться вперед по пути открытия рынков, развития конкуренции и обеспечения формирования цен рыночными силами для обеспечения эффективного распределения ресурсов. Это те области, где прогресс может быть достигнут относительно быстро и где, как показывает международный опыт, результаты могут быть значительными. Это предполагает устранение остающихся барьеров на пути входа на рынок и отмену тарифных, налоговых и других льгот, предоставляемых, в основном, государственным предприятиям. Открытые и конкурентные рынки закупок играют важную роль в обеспечении эффективности государственных расходов. Необходимо упорядочить систему регулирования предпринимательской деятельности и, что важно, повысить ее предсказуемость и стабильность, поскольку частые и разовые изменения сдерживают инвесторов. Планируемое создание оптовых рынков природного газа и электроэнергии станет важным шагом на пути к эффективному ценообразованию на энергоносители и устранению крупных косвенных субсидий с низкой степенью адресности. При этом для защиты уязвимых домохозяйств повышение тарифов на энергию должно идти рука об руку с расширением системы социальной защиты. Возобновление процесса вступления в ВТО и расширение доступа Узбекистана к рынкам ЕС будет способствовать интеграции в сфере торговли и принесет пользу бизнесу и потребителям в Узбекистане.

Запланированная реформа сектора крупных ГП также будет способствовать развитию конкуренции. В прошлогоднем указе президента была намечена масштабная программа по реформированию и продаже почти 3000 ГП. Правительство уже начало продажу миноритарных пакетов акций и мелких активов через онлайн-платформу и намерено обеспечить приватизацию нескольких крупных ГП в этом году. Принятие нового закона о приватизации будет способствовать совершенствованию нормативно-правовой базы для продажи крупных предприятий. Правительство должно продолжать нанимать авторитетных консультантов в целях привлечения стратегических инвесторов для компаний, которые останутся (в основном) в руках государства, и подготовить другие крупные ГП к продаже через открытые и прозрачные процедуры. Новый закон о государственной собственности поможет лучше определить принципы собственности для компаний, которые останутся в руках государства. В то же время, правительство должно уделять особое внимание вопросам улучшения управления и финансовой отчетности крупных ГП, а также снизить степень участия государства в их деятельности. Ограничение выдачи государственных гарантий ГП будет способствовать повышению финансовой дисциплины.

Укрепление институтов требует создания равных условий для предприятий, с обеспечением регулирования в соответствии с передовой международной практикой, надежной защитой прав собственности и системой исполнения контрактов. Антимонопольному комитету следует и далее наращивать усилия по ликвидации монополий и устранению других искажений. Необходимо создать независимый регулятор энергетического сектора, который будет устанавливать и корректировать тарифы до тех пор, пока они не станут полностью определяться рынком. Кроме того, органы власти должны продолжать совершенствовать управление и обеспечивать строгое соблюдение верховенства права. Официальные органы приступили к проведению масштабной реформы судебной системы, направленной на укрепление независимости и целостности судебной системы. Ключевыми шагами должны стать укрепление независимости Высшего судебного совета и процедур отбора кандидатов на судебные должности, а также организации работы судов. Агентству по борьбе с коррупцией поручено расследовать случаи возможной коррупции, однако успех в борьбе с коррупцией будет зависеть также от справедливого и заслуживающего доверия судебного преследования и вынесения судебных решений. Планируемая схема декларирования активов и доходов будет способствовать выявлению коррупции, при этом следует обеспечить надежность ее применения, сосредоточив внимание на высоких должностных лицах, и сделать ее эффективной благодаря повышению прозрачности. Аналогичным образом, на основе повышения прозрачности расходов, связанных с пандемией, планируемое создание онлайн-платформы для всех государственных закупок также повысит прозрачность и станет важным шагом в деле сокращения возможностей для коррупции. В этой связи важно, чтобы портал содержал ключевую информацию о заключенных контрактах и бенефициарных владельцах компаний, которые их получили. Необходимо усовершенствовать деловые реестры, с тем чтобы они содержали точную и актуальную информацию о конечных бенефициарных владельцах компаний. В более широком плане, продолжающаяся цифровизация государственных услуг, в том числе налоговых и таможенных, повысит эффективность и ещё больше сократит возможности для коррупции.

Важное значение имеет также расширение доступа к исходным ресурсам. Предприятия отмечают ограниченность доступа к ресурсам, таким как финансы, земельные участки, энергоносители и квалифицированная рабочая сила. Ключевым фактором, который может внести значительный вклад в повышение роста, является улучшение доступа к финансам путем продвижения реформ финансового сектора, включая усилия по улучшению управления государственными банками и продажу большинства из них. Эти реформы будут содействовать созданию здоровой и конкурентной банковской системы, способной эффективно содействовать финансовому посредничеству. Расширение форм землевладения и включение земель в торговый оборот будет способствовать привлечению инвестиций в сельское хозяйство и, следовательно, повышению его производительности. Власти также обоснованно уделяют особое внимание инвестициям в человеческий капитал, в здравоохранение и образование, в частности, в высшее образование, которые, наряду с усилиями по повышению эффективности государственных расходов, позволят повысить квалификацию работников и будут способствовать достижению ЦУР. Дополнительные инвестиции необходимы также для устранения узких мест в инфраструктуре и энергетическом секторе, в том числе для повышения его эффективности.

  1. Успешное осуществление программы реформ потребует не только твердой решимости официальных органов, но и постоянной поддержки со стороны международного сообщества. МВФ готов и впредь поддерживать Узбекистан в этих усилиях, предоставляя рекомендации по вопросам политики, техническую помощь и, в случае необходимости, финансовую поддержку.

https://review.uz/

Источник на английском языке:

https://www.imf.org/