×

Версия для слабовидящих

Call-center
+998 (71) 202-02-10

Америке необходимо стратегическое партнерство с Узбекистаном

Исторически внешняя политика США изобиловала примерами чрезмерного и недостаточного участия в делах остального мира. И мы склонны идти на опрометчивые военные авантюры, которые, когда они неизбежно идут не так, ведут Америку к выходу, забывая, что остальной мир по-прежнему имеет значение. 

Такова же опасность для внешней политики США после 20-летней войны в Афганистане. Хотя это упражнение по расползанию миссии справедливо используется в качестве основного предупреждения о том, как избежать войны без четких миссий, мы должны быть осторожны, чтобы не «выплеснуть ребенка вместе с водой из ванны», когда дело доходит до стратегии. Война в Афганистане была безумием национального строительства, но Центральная Азия остается регионом, где Америка может и должна — исходя из своих национальных интересов — продолжать играть свою роль. 

Действительно, война на Украине повысила осознание центральноазиатскими государствами своей уязвимости перед давлением со стороны России и Китая. Это также укрепило их решимость сотрудничать друг с другом и с Западом, чтобы сохранить стратегическую свободу действий. Соединенные Штаты могут сыграть конструктивную роль в этом геополитическом процессе, углубляя стратегическое партнерство с Узбекистаном, ключевым игроком в регионе, который образует перекресток между Азией и Европой. 

На совместном июльском президентском саммите , инициированном Узбекистаном, лидеры пяти стран Центральной Азии определили программу сотрудничества, которая способствует взаимосвязанности посредством свободной торговли, зеленой энергетики, туризма, совместного использования водных ресурсов и инвестиций в гидроэнергетику. Саммит также открыл двери для более глубокого участия Америки. Вашингтон не решается установить более тесные связи со странами, которые не считаются образцовыми демократиями, но такой подход недальновиден с реалистической точки зрения, особенно с учетом текущей стратегической обстановки в Евразии.  

В частности, Узбекистан готовится провести в ближайшие месяцы референдум по новой версии своей конституции , которая включает усиление гражданских прав, продление президентского срока с пяти до семи лет и возобновление подсчета пределов президентских сроков. Последние предложения подверглись критике со стороны западных правозащитных групп за потенциальное ограничение демократии, хотя Ташкент утверждает, что они призваны обеспечить политическую стабильность — жизненную необходимость в эти опасные времена — и не дают президенту никаких дополнительных полномочий. 

Правительство Узбекистана быстро приступило к ликвидации последствий после того, как более ранний проект конституции предусматривал ограничение автономии Каракалпакской автономной области страны. Публичные протесты преподали правительству главный урок: открытые дебаты и консультации с местными лидерами необходимы для обеспечения стабильности и поддержки. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев впоследствии отказался от планов по ограничению автономии Каракалпакстана, продемонстрировав реакцию правительства на социальные требования. 

Запланированная конституция также включает несколько поправок, направленных на усиление подотчетности правительства. Одно изменение предусматривает передачу полномочий по назначению глав антикоррупционного ведомства и Счетной палаты, формально осуществляющей надзор за государственными расходами, от президента к сенату. В ближайшие недели все эти запланированные конституционные поправки будут вынесены на общенациональный референдум, как и обещало правительство, за которым будет внимательно следить миссия наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 

США должны играть вспомогательную роль в Узбекистане, поощряя официальную подотчетность и общественный контроль, а также развивая более тесные связи в сфере экономики и безопасности. С момента прихода к власти в 2016 году Мирзиёев сделал ставку на модернизацию Узбекистана, а его реформы привели к экономическому росту и привлечению иностранных инвестиций.  

Узбекистан — это житница Центральной Азии, где проживает около 35 миллионов человек — почти столько же, сколько во всех других странах региона вместе взятых. В 2019 году он получил награду The Economist «Страна года» за свои далеко идущие реформы, включая прекращение детского труда на хлопковых полях и открытие для международных рынков капитала. Прямые иностранные инвестиции выросли на заоблачные 266 процентов в том году и с тех пор остаются стабильными. Международный валютный фонд прогнозирует , что, учитывая траекторию экономических реформ, страна имеет хорошие возможности для продолжения своего роста. По всем этим причинам Узбекистан представляет собой возможность для США, а не проблему.  

Если мы действительно хотим обеспечить региональную безопасность в Центральной Азии, расширение транспортных маршрутов с участием Узбекистана по-прежнему необходимо. Здесь тоже есть обнадеживающие признаки. 2 августа министры иностранных дел, экономики и транспорта Узбекистана, Азербайджана и Турции подписали Ташкентскую декларацию по укреплению сотрудничества между тремя тюркоязычными странами. Центральным элементом этой инициативы является международный транспортный коридор — Транскаспийский международный торговый маршрут (ТММТ), который может увеличить торговые и энергетические потоки в обход ненадежной России.  

Широкомасштабные попытки США создать глобальную международную коалицию демократий слишком упрощены, чтобы работать в мире, в котором столько же серого, сколько черного и белого; Америка не должна пренебрегать государствами, в которых плюрализм все еще находится в процессе многообещающей работы и где более широкое участие США поможет ограничить пагубное влияние коммунистической партии России и Китая.  

Также стоит помнить, что у демократии меньше шансов принести плоды при отсутствии национальной безопасности и региональной стабильности, и что последовательное участие США может укрепить и то, и другое. Здесь есть волшебная средняя интеллектуальная почва между чрезмерной и недостаточной вовлеченностью. Расширение дипломатических и экономических связей США с Узбекистаном и Центральной Азией в целом служит американским интересам в трудную эпоху, в которой мы находимся.

 

Источник: thehill.com