×

Версия для слабовидящих

Call-center +998 (71) 238-50-69

Часто задаваемые вопросы

1.Чем занимается Агентство по привлечению иностранных инвестиций?

Агентство по привлечению иностранных инвестиций при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан (далее АПИИ) создано в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 января 2019 года №11-4135 «Об организации Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан».

АПИИ реализует следующие основные стратегические задачи и направления:

  • участие в реализации единой государственной инвестиционной политики, направленной на привлечение в экономику республики иностранных инвестиций, создание благоприятных условий для иностранных инвесторов с учетом экономических, социальных и экологических интересов страны;
  • информационную, правовую и иную поддержку иностранных инвесторов, а также содействие им в организации взаимодействия с государственным органами и организациями, отечественными предпринимателями в сфере инвестиционной деятельности;
  • формирование и ведение информационной базы данных перспективных и реализуемых инвестиционных проектов с участием иностранных инвестиций, ведение системного мониторинга за состоянием их реализации;
  • организацию широкой пропаганды и продвижения экономического, ресурсного и инвестиционного потенциала республики, проведение разъяснительной работы среди зарубежных деловых кругов, в том числе посредством средств массовой информации, о созданных благоприятных условиях, гарантиях, льготах и преференциях, предоставляемых иностранным инвесторам;
  • всемерное содействие в формировании и поддержании положительного международного имиджа Республики Узбекистан
2.Какие льготы и преференции существуют у потенциальных иностранных инвесторов?

В соответствии со ст.51 Закона «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», льготы и преференции, применяемые для государственной поддержки инвестиций, могут включать в себя:

  • передачу инвестору объектов государственной собственности или имущественных прав на них на льготной или безвозмездной основе;
  • предоставление инвестору льгот по налоговым, таможенным (кроме сборов за таможенное оформление) и другим обязательным платежам;
  • возмещение затрат инвестора на подведение инженерных коммуникаций;
  • предоставление инвестору кредитов по льготным ставкам для реализации инвестиционного проекта;
  • субсидирование процентных ставок по кредитам, получаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта;
  • иные меры государственной поддержки инвесторов в форме льгот и преференций, предусмотренные законодательством.

Справочно:

Льготы и преференции предоставляются в зависимости от объемов инвестиций, условий местности, в которой планируется реализация инвестиционного проекта, сферы и отрасли реализации инвестиционного проекта. 

Порядок предоставления льгот и преференций утверждается Президентом Республики Узбекистан.

3. Какие актуальные проекты в сфере ГЧП (государственно-частного партнерства) предлагаются сегодня со стороны Правительства Р.Уз.?

В течение первой половины 2019 года в стране были предприняты значительные шаги в сфере государственно-частного партнерства. В частности, принят Закон Республики Узбекистан «О государственно-частном партнерстве», соответствующий международным стандартам. Ранее, было создано Агентство по развитию ГЧП, согласно Указу Президента Р.Уз. 20 октября 2018 года.

В рамках деятельности Агентства утверждены 15 проектов, реализация которых, запланирована в 2019 году.

В настоящее время приоритетными направлениями государственно-частного партнерства считаются генерация электроэнергии, транспорт (аэропорт, дороги и т. п.), социальная сфера (здравоохранение, образование и дошкольное образование, спорт), телекоммуникации, коммунальное хозяйство (водоснабжение, системы канализации и теплоснабжение, а также твердо-бытовые отходы), сельское и водное хозяйство, туризм. В настоящее время, ведутся работы по привлечению прямых иностранных инвестиций в 17 проектов государственно-частного партнерства на сумму более 10 млрд. долл. США.

С полным списком проектов предлагаемых для реализации в сфере ГЧП, можно ознакомиться на сайте Агентства по развитию ГЧП:  https://www.pppda.uz/ru/projects/

4.Каким образом защищается неприкосновенность частной собственности иностранных инвесторов? Существует ли какая-либо нормативная база по защите прав иностранных инвесторов?

Защита прав иностранных инвесторов гарантируется государством Республики Узбекистан (законом Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах по защите прав иностранных инвесторов», утвержденным ПКМ РУз от 2 августа 2005 года, № 180.), в частности, законодательством, наряду с общими гарантиями и мерами защиты иностранных инвесторов, могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты, в том числе обеспечивающие безусловное выполнение партнерами своих обязательств перед иностранными инвесторами.

В некоторых, случаях на основе заключаемых инвестиционных договоров иностранным инвесторам могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты прав при инвестировании в:

  • приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;
  • приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи;
  • проекты в сфере малого предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения.
5.Мы слышали о вновь созданных свободных экономических зонах. Расскажите о льготах и преференциях при условии расположения проектов на территории СЭЗ-ов?

За последние два года в Узбекистане создано 18 свободных экономических зон. Первые же СЭЗ были созданы в 2008—2013 годах — «Навои», «Ангрен» и «Джизак». Всего в стране функционирует 21 свободная экономическая зона, из них 9 промышленных, 7 фармацевтических, 2 сельскохозяйственные, а также туристическая, транспортно-логистическая и по производству спортивного инвентаря.

Срок функционирования СЭЗ составит 30 лет с возможностью его последующего продления.
В течение всего этого времени здесь будут действовать особые налоговый, таможенный и валютный режимы.

Все предприятия зоны в зависимости от объема инвестиций освободят на разные сроки от уплаты земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в целевые госфонды.

Так, например, если инвестор вложит от 300 тысяч до 3 миллионов долларов, то получит льготы на три года, от 3 до 5 миллионов долларов – на пять лет, от 5 до 10 миллионов долларов – на семь лет, от 10 миллионов долларов – на десять лет.

Кроме того, они будут освобождены на весь период деятельности СЭЗ от уплаты таможенных платежей на завозимое сырье, материалы и комплектующие изделия в части продукции, направленной на экспорт.

6.Какова на сегодняшний день процедура рассмотрения и одобрения реализации инвестиционных проектов на территории СЭЗ-ов?

Отбор инвестиционных проектов для размещения в СЭЗах осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения отбора инвестиционных проектов для размещения на территории СЭЗ и регистрации участников СЭЗ (далее – Положение), утвержденным постановлением Кабинета Министров от 16.01.2018г. № 29.

Срок выдачи заключения Центра по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов не превышает двадцати календарных дней.

Административный совет рассматривает внесенные инвестиционные заявки и бизнес-планы и по итогам принимает решение о возможности реализации проекта на территории СЭЗ или необходимости доработки представленных документов или нецелесообразности реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ.

7.Какие существуют гарантии со стороны правительства, по защите прав иностранных инвесторов?

Государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан.

Не допускается дискриминация в отношении иностранных инвесторов в связи с их гражданством, местом жительства, вероисповеданием, местом проведения экономической деятельности, а также в зависимости от страны происхождения инвесторов или инвестиций с учетом обеспечения реализации международных договоров Республики Узбекистан.

В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.

Ухудшением условий инвестирования считаются внесение изменений и дополнений в законодательство, а также принятие новых актов законодательства Республики Узбекистан, предусматривающих:

  • увеличение размера (ставки) налога на прибыль по доходам, получаемым в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;
  • введение количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятия с иностранными инвестициями;
  • введение ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах (уставных капиталах) предприятий;
  • введение дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов — физических лиц, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций.

 

8.Расскажите о потенциальных проектах существующих на рассмотрении Агентства на сегодняшний день, которые могли бы нас заинтересовать?

На сегодняшний день, на рассмотрении Агентства по привлечению иностранных инвестиций находится порядка 70 проектов, которые активно предлагаются для финансирования со стороны потенциальных инвесторов. Приоритетными направлениями являются:

  • Туризм и гостиничный бизнес
  • Сельское хозяйство и агро-промышленность
  • Тяжелая промышленность
  • Текстильная отрасль и легкая промышленность
  • Проекты в сфере возобновляемой энергии и энергоэффективности

Более подробную информацию по проектам можно получить на сайте АПИИ, пройдя по ссылке: http://uzafi.brand.uz/ru/investor-taxonomy/investitsionnye-predlozheniya/

 

9.Существуют ли какие-либо государственные компании, выставившие на продажу свои акции/облигации?

Согласно Постановления Президента Республики Узбекистан от 29.04.2019г. №ПП-4300 «О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику республики», сформирован Перечень государственных пакетов акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, предлагаемых для реализации инвесторам, в том числе иностранным.

В перечень предлагаемых государственных компаний вошли 29 государственных организаций, представителей различных сфер, таких как:

  • Финансовые институты
  • Строительство
  • Масложировая отрасль
  • Производство алкогольной продукции
  • Производство пищевой промышленности
  • Химическая отрасль
  • Электроэнергетическая отрасль
  • Нефтегазовая отрасль

 

10.Есть ли возможность проведения процедуры Due Diligence узбекских компаний? А также просмотр аудированной отчетности Big4 по компаниям? (EY, Deloitte&Touche, KPMG, PWC)

На сегодняшний день множество крупных узбекских организаций широко практикует процедуру проведения и подписания Due Diligence, который является объективным представлением об объекте инвестирования, включающая в себя оценку инвестиционных рисков, независимую оценку объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку её финансового состояния и положения на рынке.

В частности, на финансовой площадке Узбекистана расположились представители иностранных аудиторских компаний BIG4: «Deloitte&Touche», «PricewaterhouseCoopers», «Ernst & Young» и «KPMG». В случае, если стороны придут к взаимному соглашению о том, что настоящая финансовая отчетность необходима и потребность в ее предоставлении может быть удовлетворена, она может быть предоставлена запрашиваемому лицу.

11.Существует ли какая-либо специальная визовая поддержка для иностранных инвесторов?

В Узбекистане введено понятие «Инвестиционной визы», что предусмотрено Указом Президента (№ УП–5833, 19.09.2019 г.), которым внесено дополнение
в перечень внедряемых дополнительных категорий въездных виз для отдельных групп иностранных граждан, посещающих Узбекистан.

Также гражданам иностранных государств, в том числе учредителям (участникам) предприятий с иностранными инвестициями, внесшим средства в организацию на территории республики предприятий по производству товаров и оказанию услуг в размере не менее 3 миллионов долларов, в упрощенном порядке будет выдаваться вид на жительство сроком на 10 лет. Срок действия самой визы составляет три года.

Иностранные инвесторы, имеющие вид на жительство в Узбекистане либо «инвестиционную визу», а также члены их семей вправе пользоваться медицинскими и образовательными услугами на условиях, предусмотренных для граждан республики.

Временная прописка иностранных инвесторов, специалистов и членов их семей будет проходить в населенном пункте, на территории которого реализуется инвестиционный проект. Длительность прописки — либо срок действия визы, либо 1 год без необходимости перерегистрации при пребывании в иных регионах страны.