×

Версия для слабовидящих

Call-center
+998 (71) 202-02-10

Льготы и преференции для иностранных инвесторов

Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями

Как правило, предприятия, работающие в Узбекистане, платят налоги либо в соответствии со стандартным налоговым режимом, либо в рамках специального налогового режима.

Стандартный налоговый режим предусматривает уплату ряда налогов, в том числе:

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС), в том числе НДС на импортируемые товары / услуги;
  2. Подоходный налог (НДФЛ);
  3. Социальный налог;
  4. Налог на имущество;
  5. Земельный налог;
  6. Налог на водопользование;
  7. Акцизный сбор;
  8. Налог на недропользование.

Соответствующее законодательство может также устанавливать определенные пошлины и платежи.

Подробнее см. Табл

 

Налоги

Налогоплательщики

Налогооблагаемая база

Налогооблагаемая база

1.

Налог на доходы юридических лиц

Юридические лица, имеющие налогооблагаемый доход, нерезиденты, действующие в Узбекистане через постоянное представительство

Налогооблагаемая прибыль рассчитывается как разница между валовой выручкой и вычитаемыми расходами. Налоговая база может быть уменьшена на сумму убытков, накопленных в предыдущих периодах.

Общая ставка — 15%; другие ставки могут применяться в зависимости от вида деятельности, например 20% на производство цемента / полиэтиленовых гранул, услуги мобильной связи, банки, рынки и торговые центры

 

Подоходный налог

Иностранные юридические и физические лица, получающие доход из Узбекистана

Доходы из Узбекистана, выплачиваемые нерезидентам *

дивиденды, проценты — 10%; страховые взносы — 10%; связь, транспорт — 6%; прочее (роялти, аренда и др.) — 20%.

2.

Налог на добавленную стоимость

Юридические лица, нерезиденты, действующие в Узбекистане через ИП

Оборот от продажи товаров и услуг, импорт товаров и услуг

Общая ставка — 15%; Ставка 0% применяется к определенным расходным материалам

3.

Подоходный налог

Подоходный налог физлиц (удерживается работодателем из общей суммы дохода)

Физические лица, получающие налогооблагаемый доход — работодатель является службами налоговых структур

12% — для налоговых резидентов; 20% — для налоговых нерезидентов; 6% — для высококвалифицированной иностранной рабочей силы **

4.

Социальный налог

Работодатели, получающие командированный персонал

Доход от занятости, выплачиваемый работникам. Комиссия за прикомандирование, выплачиваемая поставщику прикомандирования

Общая ставка — 12%; ставка может отличаться для определенных организаций, например 25% — бюджетные организации

5.

Налог на имущество

Юридические лица Узбекистана, имеющие налогооблагаемое имущество на территории Узбекистана

Среднегодовая остаточная стоимость недвижимого имущества, просроченное незавершенное строительство

2%; в некоторых случаях может применяться двойная ставка

Нерезиденты, имеющие недвижимое имущество на территории Узбекистана.

6.

Земельный налог

Юридические / физические лица, владеющие, использующие или арендующие земельные участки

Общая площадь земельного участка

Ставки варьируются в зависимости от расположения земли и типа земли

7.

Налог на водопользование

Юридические лица — резиденты Узбекистана, нерезиденты, действующие в Узбекистане через ИП

Объем использованной воды

Ставки варьируются в зависимости от вида деятельности и типа источника воды.

8.

Акцизный налог

Юридические лица, производящие, продающие или импортирующие подакцизные товары

Налоговая база зависит от типа товаров / услуг. Например: объем подакцизных товаров в натуральном выражении / стоимость проданных подакцизных товаров

Цены варьируются в зависимости от типа товаров / услуг.

9.

Налог на недропользование

Юридические / физические лица, занимающиеся поиском, разведкой полезных ископаемых и техногенных минеральных образований, а также переработкой этих полезных ископаемых в Узбекистане

Объем добытых полезных ископаемых

Ставки варьируются в зависимости от типа минерала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Физическое лицо, постоянно проживающее в Республике Узбекистан или пребывающее в Узбекистане в течение 183 дней и более, в течение любого периода до двенадцати месяцев, начинающегося или заканчивающегося в финансовом году, считается резидентом Республики Узбекистан. Физические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом на доходы, полученные из источников в Узбекистане, как указано в первом абзаце этой таблицы.

** Высококвалифицированная иностранная рабочая сила определена Постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 ноября 2018 г. №ПП-4008. (https://lex.uz/ru/docs/4045563), как выпускники 1000 лучших университетов по рейтингу международно признанных организаций, со стажем работы не менее 5 лет и годовым вознаграждением за работу в Узбекистане не менее 60 000 долларов США.

Налоговые льготы и преференции

Согласно разделу 21 Налогового кодекса, налоговые льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога, налога на имущество и налога на водопользование предоставляются юридическим лицам, созданным с привлечением прямых иностранных инвестиций и специализирующимся на производстве товаров (услуг) в отрасли экономики в списке, утвержденном законодательством.

Налоговые льготы предоставляются организациям, привлекающим прямые иностранные инвестиции, на определенный период, который варьируется в зависимости от суммы инвестиций, при инвестировании:

от $300 000 до $3 млн- сроком на 3 года;

от $3 млн США до $10 млн - сроком на 5 лет;

выше $10 млн - сроком на 7 лет.

Предприятия должны быть специализированы на производстве товаров или оказании услуг / работ в определенных отраслях согласно утвержденному перечню определенным в УП-3594 (https://www.lex.uz/acts/561818):

ПЕРЕЧЕНЬ

1. Изделия радиоэлектронной промышленности и производство комплектующих к компьютерной и вычислительной технике.

2. Легкая промышленность:

производство готовых хлопчатобумажных, шерстяных и смесовых тканей, а также трикотажного полотна;

производство готовой швейной, трикотажной, чулочно-носочной продукции и текстильной галантереи;

производство натуральных кож, кожевенно-галантерейная промышленность, обувная промышленность.

3. Шелковая промышленность:

производство шелковых тканей и готовых изделий из шелка.

4. Промышленность строительных материалов:

5. Промышленное производство мяса птицы и яиц.

6. Пищевая промышленность:

производство готовой промышленно-переработанной пищевой продукции из местного сырья (за исключением алкогольных, безалкогольных напитков и табачных изделий).

7. Мясомолочная промышленность:

производство готовых видов мясной и молочной продукции, сыра и животного масла, а также продукции переработки внутренностей животных.

8. Производство личинок и молоди рыб, а также переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов.

9. Химическая промышленность.

10. Нефтехимическая промышленность.

11. Медицинская промышленность, а также производство лекарственных препаратов для ветеринарии.

12. Производство упаковочных материалов.

13. Строительство электростанций на базе альтернативных источников энергии.

14. Угольная промышленность:

обогащение угля;

производство угольных брикетов;

сланцевая промышленность.

15. Производство электроферросплавов и метизов производственного назначения.

16. Машиностроение и металлообработка:

машиностроение

тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;

строительное, дорожное и коммунальное машиностроение;

машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов.

17. Станкостроительная и инструментальная промышленность.

18. Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность.

19. Микробиологическая промышленность.

20. Производство игрушек.

21. Туризм:

гостиничные услуги;

туристские услуги;

организация тематических парков (парк развлечений, ансамбль парков, организованных по одному или нескольким темам, оказывающие услуги, направленные на удовлетворение потребности посетителей в разных возрастах).

22. Обращение с отходами.

Положение о порядке применения данных налоговых льгот утверждено совместным Постановлением Министерства финансов, Государственного Налогового Комитета и Министерством экономики № 2822 от 26 августа 2016 г. и применяются при следующих условиях:

  • размещение указанных предприятий во всех городах и сельских населенных пунктах республики, за исключением г. Ташкента и Ташкентской области. Данное территориальное ограничение не распространяется на предприятия, осуществляющие деятельность в сфере туризма и обращения с отходами;
  • осуществление иностранными инвесторами частных прямых иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан;
  • доля иностранных участников в уставном капитале предприятия должна быть не менее 33 процентов, а для акционерных обществ — не менее 15 процентов;
  • вложение иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования;
  • направление не менее 50 процентов дохода, полученного в результате предоставления указанных льгот в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия.
Предприятие с участием прямых иностранных инвестиций имеет право пользоваться другими налоговыми льготами, предусмотренными налоговым законодательством.

Налоговый кодекс предусматривает, что налоговые льготы могут предоставляться Налоговым кодексом. В то же время, льготы по некоторым налогам, кроме НДС, акцизного налога и налога на недропользование, могут быть предоставлены Президентом Узбекистана только в виде снижения установленной ставки налога, но не более чем на 50% и на период не более трех лет. В новом Налоговом кодексе также четко указано, что налоговые льготы не могут быть индивидуализированы (ранее индивидуальные налоговые льготы предоставлялись для крупных инвестиционных проектов).

Статья 75 Налогового кодекса устанавливает, что налоговые льготы по отдельным налогам, за исключением НДС, акциза на производимые и реализуемые товары, а также налога на недропользование, могут быть предусмотрены решениями Президента Узбекистана только в форме снижения ставки (до 50%) на срок не более 3 лет.

Дополнительные налоговые льготы могут быть предусмотрены в соответствии с инвестиционным соглашением, заключенным иностранным инвестором с Правительством Республики Узбекистан в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности».

Кроме того, как отмечалось выше, особый налоговый режим, предусматривающий предоставление определенных налоговых льгот, доступен для участников специальных экономических зон, субъектов, привлекающих прямые иностранные инвестиции и т.д.

Торговые стимулы

За последние годы в сфере внешней торговли был проведен ряд структурных реформ, направленных на усиление экспортного потенциала, совершенствование таможенного администрирования, а также создание эффективной системы стимулов для ведения бизнеса во внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, в целях стимулирования экспорта отечественной продукции, а также в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2019 года №ПП-4337 (https://lex.uz/docs/4351734) предприятиям-экспортерам предоставляются субсидии и компенсации для покрытия процентных расходов по предэкспортным кредитам коммерческие банки и перевозки железнодорожным транспортом при экспорте отдельных товаров.

Также, в соответствии с указанным Постановлением, юридическим лицам, имеющим долю экспорта готовой продукции в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) более 50 процентов по итогам отчетного периода, в том числе через комиссионера (поверенного), по их заявлениям предоставляется отсрочка по уплате налога на добавленную стоимость сроком до 120 дней со дня принятия таможенной декларации при импорте сырья, комплектующих изделий и материалов, используемых при производстве экспортируемой продукции.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 2020 года ПКМ №826 (https://lex.uz/docs/5201216) утвержден порядок финансовой помощи Агентства по продвижению экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли экспортным организациям по компенсации затрат, связанных с внедрением международных систем стандартизации и сертификации как внутри страны, так и за рубежом, регистрацией отечественной продукции в зарубежных странах. уполномоченными органами, создание выставочных стендов и участие в международных выставках и ярмарках, презентациях и рекламных кампаниях, в том числе продвижение традиционных, а также участие в международных тендерах и конкурсах..

Кроме того, для экспортеров вводится ускоренный семидневный процесс возврата НДС.

Другие льготы описаны ниже:

#

Объект преференций, Критерии приемлемости

Тип преференций

Срок действия

1.

Строительные материалы, не производимые в Узбекистане и ввозимые участниками СЭЗ для реализации проектов в соответствии с инвестиционным соглашением.

Освобождение от таможенных платежей (кроме НДС и таможенного сбора)

На период строительства

2.

Технологическое оборудование, не производимое в Узбекистане (согласно утвержденному перечню) и ввозимое участниками СЭЗ. * (https://lex.uz/docs/2144911)

Освобождение от таможенных платежей (кроме сбора за таможенное оформление)

Безлимитный

3.

Ввозимые участниками СЭЗ сырье, материалы и комплектующие, используемые для производства товаров, предназначенных для экспорта.

Освобождение от таможенных платежей (кроме сбора за таможенное оформление)

Безлимитный

4.

Товары, импортируемые участником СЭЗ

отсрочка платежа по НДС

120 дней

5.

Номенклатура сырья, не производимого в Узбекистане и используемого в производстве лекарственных средств и других предметов медицинского назначения, и их упаковки, используемых для содержания лабораторных животных, доклинических исследований, импортируемая фармацевтическими компаниями, научно-исследовательскими учреждениями и организациями, осуществляющими розничную торговлю фармацевтической продукцией

Освобождение от таможенных платежей (за исключением сборов за переработку)

до 1 января 2022 г.

6.

Номенклатура технологического лабораторного оборудования, запасных и комплектующих частей к нему, сэндвич-панелей и вентиляционных систем, не производимых в Узбекистане

Освобождение от таможенных платежей (кроме сборов за обработку)

до 1 января 2022 г.

7.

Транспортные средства, используемые для международных перевозок и перевозки пассажиров, а также предметы, необходимые для их обслуживания и регулярной эксплуатации во время экспедиции (топливо, оборудование и т. д.)

Таможенная пошлина

Безлимитный

8.

Национальная и иностранная валюта (кроме валюты, используемой в нумизматических целях)

Таможенная пошлина, НДС

Безлимитный

9.

Товары, перемещаемые под таможенным контролем в таможенном режиме транзита через таможенную территорию и предназначенные для использования в-третьих странах

Таможенная пошлина

Безлимитный

10.

Предметы материально-технического снабжения и оборудования, продукты питания и другое имущество, вывозимые за пределы таможенной территории для обеспечения деятельности судов Республики Узбекистан и судов, арендованных (фрахтованных) юридическими и физическими лицами Узбекистана, занимающихся морским рыболовством в качестве а также их продукция, ввозимая на таможенную территорию

Таможенная пошлина

Безлимитный

11.

Товары, подлежащие конвертации в доход государства

Таможенная пошлина

Безлимитный

12.

Товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан

Таможенная пошлина, НДС

Безлимитный

13.

Товары, импортируемые для благотворительных целей, включая предоставление технической помощи, через государства, правительства, международные организации

Таможенная пошлина, НДС

Безлимитный

14.

Товары, ввозимые юридическими лицами за счет кредитов (займов), предоставленных международными и иностранными государственными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан, а также ввозимые за счет грантов

Таможенная пошлина, НДС

Безлимитный

15.

Имущество, ввозимое для личных нужд иностранных инвесторов, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Узбекистан и пребывающих в Узбекистане в соответствии с трудовыми договорами, заключенными с иностранными инвесторами.

Таможенная пошлина

Безлимитный

16.

Товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Узбекистана, на общую сумму, эквивалентную более пятидесяти миллионам долларов США, при условии, что ввозимые товары произведены иностранным юридическим лицом.

17.

Технологическое оборудование, ввозимое в Узбекистан по утвержденному перечню, а также комплектующие и запасные части, при условии, что их поставка предусмотрена условиями контракта (соглашения) на поставку технологического оборудования *

Таможенная пошлина, НДС

18.

Технические средства систем оперативно-розыскных мероприятий, приобретаемые операторами связи и специальным органом по сертификации технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, при наличии письменного подтверждения уполномоченного государственного органа.

НДС

Безлимитный

19.

Лекарства, ветеринарные препараты, медицинские и ветеринарные товары, а также сырье, ввозимые в соответствии с перечнем, определенным законодательством для производства лекарственных средств, ветеринарных препаратов, медицинских и ветеринарных товаров, не производятся в Узбекистане.

20.

Товары, перемещаемые через таможенную границу в виде гуманитарной помощи, безвозмездной помощи или в благотворительных целях, включая оказание технической помощи

Сборы за таможенное оформление

Безлимитный

21.

Товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами в некоммерческих целях в установленных законодательством пределах беспошлинного ввоза.

22.

Товары, помещённые под таможенные режимы временного хранения и отказа в пользу государства

23.

Товары, ввозимые на таможенную территорию для служебного пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств, международных объединений и организаций, пользующихся таможенными льготами, а также товары, вывозимые с таможенной территории и предназначенные для обеспечения функционирования дипломатических и приравненных к ним представительств Республики Узбекистана

24.

Временно вывозимые с таможенной территории и ввозимые обратно на эту территорию культурные ценности, находящиеся на постоянном хранении в фондах государственных музеев, информационных и библиотечных учреждений, архивов и других государственных хранилищ культурных ценностей Республики Узбекистан.

25.

Товары, ввозимые юридическими лицами, стоимость которых в десять раз превышает стоимость базовой расчетной единицы или меньше

26.

Юридические лица, основным видом деятельности которых является организация услуг тематических парков

Освобождение от таможенных платежей (кроме сборов за обработку)

до 1 января 2022 г.

27.

Субъекты хозяйствования по ввозу транспортных средств, со дня выпуска которых не прошло более 5 лет, используемых для перевозки пассажиров и имеющих восемь и более восьми сидячих мест, кроме места водителя.

Освобождение от таможенных платежей (кроме НДС и сборов за переработку)

28.

Субъекты хозяйствования по ввозу оборудования, механизмов и запасных частей для строительства, реконструкции и оснащения канатных дорог, подъемников, фуникулеров и других подобных объектов, и сооружений, а также воздушных шаров (аэростатов), моторных лодок и квадроциклов по спискам, утвержденным в установленном порядке.

Освобождение от таможенных платежей (кроме сборов за обработку)

29.

Ввоз оборудования, импортируемого для переоснащения научно-исследовательских учреждений и организаций в рамках проводимой модернизации по спискам, утвержденным в установленном порядке.

Освобождение от таможенных платежей (кроме сборов за обработку)

Безлимитный

30.

Организации-члены организационной структуры Государственного комитета автомобильных дорог Республики Узбекистан по ввозу оборудования, сырья и материалов, запасных частей и узлов и агрегатов, ввозимых для строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог согласно утвержденным перечням. в установленном порядке

Освобождение от таможенных платежей (кроме НДС и сборов за переработку)

до 1 января 2025 г.

31.

Национальные автотранспортные компании, доля экспорта международных транспортных услуг в годовой выручке которых составляет 50 и более процентов, а также транспортно-логистические компании, занимающиеся организацией перевозок, складирования, хранения, обработки и распределения грузов, на ввоз складского оборудования, подъемно-транспортного оборудования, агрегатов, запасных частей и других товаров, не производимых в Республике Узбекистан, предназначенных для оказания транспортно-логистических услуг, по спискам, утвержденным в установленном порядке

Освобождение от таможенных платежей (кроме НДС и сборов за переработку)

до 1 января, 2022

32.

Организации, занимающиеся заготовкой, хранением и обработкой кожи, мехового и мехового сырья и шерсти, автоматизированным убоем крупного рогатого скота, производством шерсти, каракуля и искусственной кожи, кожгалантереи, обуви при импорте оборудования, комплектующих, не производимых в России. Республика Узбекистан, сырье, материалы и комплектующие по спискам, утвержденным в установленном порядке.

Освобождение от таможенных платежей (кроме НДС и сборов за переработку) и отсрочка уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за переработку)

до 1 января 2022 г.

33.

Кластеры рыбоводства с годовой производственной мощностью не менее 50 тонн рыбы по импорту племенных рыбных запасов, племенной икры рыб, а также оборудования, инвентаря, механизмов и запчастей к ним, не производимых в республике, необходимых для инкубации, лабораторий, интенсивной рыбоводство, ловля рыбы, переработка рыбных продуктов, охлаждение и хранение рыбы, оборудование для обеспечения альтернативной энергией, специализированное оборудование для мелиорации земель и транспортные средства для перевозки живой рыбы и комбикормов и минеральных удобрений (аммофос), импортируемых из-за границы иностранными организациями и их дочерними предприятиями , фирменные магазины, дилерская сеть и субъекты хозяйствования для нужд рыбных хозяйств.

Освобождение от таможенных платежей (кроме НДС и сборов за переработку)

до 1 ноября 2021 г.

34.

Негосударственные образовательные учреждения по спискам, сформированным в установленном порядке, на ввоз современного учебного и лабораторного оборудования, компьютерной техники, программных продуктов, учебной и научно-методической литературы, инвентаря и материально-технических ресурсов, не производимых в Республике Узбекистан, требуется для работы этих учреждений

Освобождение от таможенных платежей (кроме НДС и сборов за переработку)

до 1 января 2025 г.

* Список технологического оборудования, освобожденного от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе на территорию Узбекистана, см. https://lex.uz/docs/2144911